В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Бабье царство: в Архангельске открылась выставка Гели Писаревой

Бабье царство: в Архангельске открылась выставка Гели Писаревой

21.08.2016 10:50Мария АТРОЩЕНКО
Выставка петербургской художницы «Вот моя деревня. Вот мой дом родной» в музее ИЗО посвящена счастью русской женщины.

Галина — нет, нет, пожалуйста, Геля! — Писарева — это петербургская художница, скульптор и график, член творческого объединения «Озерки — деревня художников».

А 19 августа более ста её работ — живописных и графических произведений и скульптур — приехали в Архангельск, на выставку «Вот моя деревня. Вот мой дом родной» в музее ИЗО. В столицу Севера экспозицию знаменитой художницы пришла благодаря совместным усилиям комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга, Центрального выставочного зала «Манеж» и, собственно, музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева.

Женщина в самом цвету

В картины Галины, то есть, Гели, как-то сразу влюбляешься. Во многом — за счёт палитры: цвета живописных произведений удивительно живые, сочные, леденцово-радостные, но при этом правдивые.

Например, одна стена тонет в синеве разных оттенков: васильковом, аквамариновом, чернильном. Особенно впечатляет «Гроза»: хрупкая женщина словно бежит от тяжёлого предгрозового неба, которое давит ей на плечи, — ясное дело, ребёнка спасет от стихии.

На иных живописных полотнах правит зелёный — в кронах деревьев. На других — нежно-розовый, лиловый, пурпурный: в цветущей сирени, сливе… Белого же на удивление мало — даже там, где он, казалось бы, должен быть. Допустим, на картине «Зима. За водой» цветов сколько угодно — нежные блики розового, желтого, голубого, — а чисто белый ещё поискать надо.

А, самое главное, — от картин художницы за версту веет счастьем. И это при том, что жизнь деревенской женщины, которую изображает Писарева, совсем не проста: её «бабки» то бельё полощут, то с коромыслом за водой ходят, то картошку копают… Хотя при всём этом мажоре красок женщины, занятые полосканием белья, походят на трёх граций Боттичелли. 

Отдельное место в экспозиции уделено скульптурным объектам: лаконично выструганным деревянным женским фигурам. Есть в них что-то от тотемов, а с учётом того, что, по мнению художницы, женщина, она же мать-земля — это божество, такое сравнение вполне уместно.

Геля Писарева.Геля Писарева.

Современный художник душой молод

Перед открытием выставки журналисты ИА «Регион 29» пообщались с Гелей Писаревой, а также с организаторами выставки — заведующей отделом современного искусства музейного объединения Зоей Кулешовой и заведующей выставочным отделом петербургского «Манежа» Елизаветой Павлычевой.

— Наше сотрудничество с музеем ИЗО продолжается уже два года, — рассказала Елизавета Павлычева. — Это уже третья наша совместная выставка. Первой была фотовыставка, посвящённая Санкт-Петербургу: видам, памятникам архитектуры. Вторая выставка называлась «Война и милосердие»: о врачах на фронтах Великой Отечественной войны. И вот сейчас совершенно другой проект: если там была война, то здесь — жизнь. Основная тема выставки — материнство: это и матушка Русь, и мать-земля, и женщина мать, она же Богородица.

По словам Зои Кулешовой, выставка Писаревой — это возможность по-новому взглянуть на феномен современного искусства:

«Я думаю, эта выставка станет для архангелогородцем интересным познанием мышления современного художника. Мы часто задаёмся вопросом: чем определяется современное искусство? Возрастом художника, тем, что ему 20 лет, или это более глубинное понятие? Геля — пример того, что возраст никак не отражается на образе мышления художника. Если он по-настоящему современен, чувствует и понимает жизнь, он её воплощает в любом возрасте. Геля — замечательный пример того, как надо жить правильно, как надо каждый день открывать что-то новое: чтобы было интересно не только тебе самому, но и тем, кто рядом с тобой».

Фото Артёма Келарева.Фото Артёма Келарева.

Молодуха — царица — Мадонна

Сама Геля Писарева Женщине буквально поклоняется.

— Что бы без женщины делала страна наша? Женщина по-настоящему — это богиня. Она — всё: она мать, она бабушка, она царица, она молодуха… Параскева, короче говоря! Женщине я поклоняюсь. Женщины, они Мадонны. Кто дом содержит, мужчина что ли? По-моему, женщина. И ребят растит, и готовит, и стирает, и убирает… Женщина! Женщина — глава семьи, так что извините меня.

— Геля Демьяновна, ваш проект — междисциплинарный. Как разные виды искусства — графика, живопись, скульптура — в нём уживаются друг с другом?

— Это, по-моему, естественно, я не понимаю, почему им быть раздельными. Графика, живопись, скульптура, они ведь взаимосвязаны! Сначала придумываешь, делаешь набросок, потом пишешь красками, затем лепишь скульптуру. Скульптура вообще — та же живопись. Ещё Донателло расписывал скульптуры, и античная, и египетская скульптура тоже была расписной. 

Честно говоря, скульптуры у меня живут своей жизнью, куда-то уходят. Не знаю, куда. Они мои дети, а дети должны жить отдельно. Живут своей жизнью, и я в неё не вмешиваюсь. Пускай растут, не надо их при себе держать.

Картина Гели Писаревой «Ангел».Картина Гели Писаревой «Ангел».

«Не надо думать, что мы несчастные»

— Кажется, что изучая жизнь русской женщины в деревне, вы не идеализируете её, но и не сокрушаетесь над её судьбой, мол: «Ой-ой, тяжело-то ей приходится!»

— Ну, а любая женщина, что, не стирает, не живёт, не кормит, не поит? Это же всё есть, и никуда это не девается, в городе ли она живёт или в селе. Там, где я живу, в Шувалово, в Озерках — в деревне художников, — там до сих пор ходят стирать на колонку. Мы там живём группой художников из 70 человек. Живём так же, как Петров-Водкин, Куприн и Рахманинов, когда они приезжали на дачи. У нас там свой особенный микроклимат, мы живём совсем по-другому.

— И, опять-таки, чувствуется, что героини ваших полотен — счастливые. 

— Вы знаете, не надо думать, что мы несчастные. Все женщины счастливые. Жить и радоваться каждому дню — это такое счастье, по-моему. Жизнь-то короткая. Они даже не думают, что они несчастны, для них всё естественно, всё само собой. Не надо думать о том, что вы несчастны. Будете думать — вот и станете несчастной. А если думать, что жизнь прекрасна, так и будет.

— Мне, если честно, ваша картина «Ангел» напомнила произведение Владимира Ельчанинова «Ужин с ангелом», которое, как и некоторые ваши работы, выставлено в «Эрарте». Это совпадение?

— Да, я знаю эту картину. По-моему, все ангелов пишут. У всех бывает. Когда я переехала в старый дом с верандой, я вообще стала считать, что уже с ангелами живу. Когда сидишь на веранде, ощущение, что пришли они — те, которые жили там! — и пьют чай.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.