Броневик БА-64 построен хотя и любительскими силами, но на оригинальной раме автомобиля ГАЗ-67, по копиям оригинальных заводских чертежей, из толстого металла. Всё всерьёз и по-настоящему: толщина общей брони — шесть миллиметров, лобовой — 15, на башне — десять. Всего в строительство уже вложено порядка 100 тысяч рублей.

Броневик строят как действующую модель. На сегодня внешний корпус полностью готов, остались мелкие детали и главное: подключение двигателя. Он — единственное исключение из общего стандарта: взят от старой 21-й «Волги». Зато более мощный, чем тот «движок», что стоял на заводских броневиках.

На сборку корпуса потребовалось сравнительно немного времени, порядка месяца. Инициаторы надеются успеть полностью завершить работу к празднованию 75-й годовщины прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в Архангельск. 27 и 29 августа броневик будет представлен на нескольких тематических площадках Северодвинска. 

Броневик построен в полном соответствии с заводскими чертежами.Броневик построен в полном соответствии с заводскими чертежами.

«Народный» автомобиль

Идея построить броневик принадлежит механику северодвинского техникума строительства, технологий и дизайна Владиславу Замараеву, а воплощение замысла в жизнь — заслуга воспитанников северодвинского военно-исторического клуба «Знамя Севера».

В клубе, которым руководит Владислав, занимаются учащиеся техникума, а также школьники. Собственно, на одном из выездов, исторической реконструкции прорыва блокады Ленинграда, участники клуба и увидели бронемашину в действии. Её построили, также своими силами, участники петербургского клуба. Они и рассказали, где можно взять чертежи, и как собрать технику.

Как отметил Владислав, только своими силами такой проект было бы не потянуть. Базу для строительства предоставил северодвинский техникум, деньги на покупку металла для бронированного корпуса выделила администрация города, раму автомобиля ГАЗ-67 купили у одного местного любителя старой техники. Другой знакомый бесплатно отдал шесть новых колёс, которые ему оказались ненужными. Третий принёс двигатель: новый, с переборки. Четвёртый отдал «кардан», пятый дал денег на покупку краски.

Внутри броневика.Внутри броневика.

История героя

Как рассказал Владислав Замараев, броневик впервые был выпущен в 1942 году, и на вооружении Красной Армии стоял до 1946 года. Эти машины применялись на штурме Берлина, во время освобождения Румынии и Польшы. При создании бронемашины в качестве примера использовали немецкую технику, но советский вариант уменьшили, сделав более мобильным.

В боевых действиях БА-64 использовался в качестве машины связи и разведки, а также в сопровождении колонн транспорта. Известны несколько более поздних модификаций броневика: он мог передвигаться на гусеничном ходу, вместо передних колёс могли ставить лыжи, а специальные шасси позволяли ездить по железнодорожным рельсам. Известны также десантные версии бронемашины: со снятой башней и кормовым входом. 

По сути, броневик был настоящим полноприводным вездеходом, развивающим скорость до 60 километров в час. 

Самым слабым местом машины был открытый верх огневой башни: при прямом попадании сверху (а под башней был бензобак) экипаж погибал. Вторым недостатком была теснота: в машину едва могли втиснуться два члена экипажа, водитель и командир-стрелок. Из-за той же тесноты водители часто получали ожоги: двигатель был сразу под ногами, а сразу сбоку — выхлопная труба.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.