Пётр Орлов — человек, прекрасно знающий проблемы Архангельской области. Достаточно сказать, что он прошёл путь от мастера дорожно-строительного управления до первого заместителя главы администрации региона, руководил «Архангельскавтодором» и областным министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
В 2012 году был выбран председателем Общественной палаты региона, а 2014-м приступил к работе в Общественной палате РФ.
— Пётр Петрович, насколько важна и сложна для вас новая миссия? И, вообще, можно ли помочь Архангельской области, работая в Общественной палате РФ?
— Если учитывать, что я занимался данной тематикой от муниципального уровня до областного, то эту работу новой уже не назовёшь. В комиссии, где я работаю, всего пять человек. Причём один — москвич, а трое из моих коллег из регионов — имеют постоянное место работы. Поэтому основной объём работы в комиссии падает на её председателя Игоря Шпектора, который также возглавляет Союз городов Заполярья, и на меня. Мы занимаемся проблемами социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ, а также дорожными вопросами.
Когда меня делегировали от региона, ставили две важнейшие задачи. Первая — сделать всё возможное, чтобы был принят закон о региональных общественных палатах. Его инициировала именно палата Архангельской области. Решение этого вопроса потребовало почти два года.
Мы встречались с полномочным представителем президента РФ по Северо-Западу, с общественными палатами СЗФО, различными экспертными группами, депутатами Государственной думы и членами Совета Федерации, но вопрос всё не решался. В начале 2016 года палату посетила председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, и мы попросили ускорить принятие этого закона. Она пообещала, и слово своё сдержала. Совет Федерации внёс в Государственную Думу закон о деятельности региональных общественных палат, он был принят и в июне текущего года подписан президентом России.
— А что даёт этот закон?
— Он определяет, как избирается региональная общественная палата, кто может войти в её состав, и, самое важное, определяет финансирование, даёт независимость палаты от структур власти.
Закон о федеральной палате всё чётко регламентировал: 40 человек — предлагает президент, 85 — регионы, 42 — избираются через интернет-голосование. А с региональными палатами всё обстояло по-другому: в каждом субъекте свой закон, где-то работали в некомфортных условиях — без финансирования, комиссий, помещений. Сейчас всё упорядочено. Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, и все регионы должны привести свои положения о палатах в соответствии с федеральным документом.
Тарифы, дороги, ремонты
— Какой была вторая задача, поставленная перед вами областью?
— Решить проблему социальных нормативов на энергопотребление. Два года назад федеральное правительство ввело такой норматив в экспериментальном порядке, в ряде областей, а в 2016 году он должен был быть распространён на все регионы. Предусматривалось, что плата за электричество для потребителей будет по существующему тарифу. А для тех, кто превысил социальную норму, был предусмотрен более высокий тариф.
Мы собирались с Общероссийским народным фронтом, вырабатывали рекомендации, инициировали специальное совещание в Ростове-на-Дону, куда пригласили представителей регионов, в которых этот норматив был утверждён. В конце-концов обратились в правительство. Премьер-министр зимой текущего года подписал постановление, сделав обязательное применение этих норм рекомендательным, отдав вопрос на откуп регионам. Теперь глава региона может вводить, а может и не вводить этот норматив. Целесообразность такого норматива главам субъектов в случае необходимости надо доказывать региональным собраниям и общественности.
— Вы также делегированы от Общественной палаты в общественный совет министерства транспорта.
— Да в 2015 году я был избран в общественный совет министерства транспорта РФ. Мы встречались с областным министром транспорта. Я ему предложил содействие в решении региональных вопросов. Речь идёт о передаче дороги в аэропорт Талаги, включая Краснофлотский мост и объездную дорогу, в федеральную собственность, но правительство самостоятельно решило эту проблему и моё вмешательство не потребовалось. По моим данным принято принципиальное решение — с 1 января дорога будет передана в федеральную собственность. Это снизит нагрузку на региональный и городской бюджет и позволит провести реконструкцию за счет федеральных средств.
Я также предложил вернуть лоукостер, который осуществлял у нас дешёвые авиаперевозки. «Победа» не была загружена должным образом, и ей пришлось уйти в другой регион. Хотя можно было обязать госструктуры покупать билеты только у лоукостера. Сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы «Норд-авиа» взяла на себя рейсы с низкими тарифами. Если вопрос не будет решён, я готов подключиться.
— А в сфере дорожного хозяйства какие были инициативы?
— Вместе с Российской ассоциацией территориальных органов управления мы ставили вопрос перед минтрансом о том, чтобы привести в порядок областные дороги. В результате области в 2015 была выделена более 1,3 миллиарда рублей, а в 2016 году - более 1,5 миллиарда рублей на строительство и ремонт региональных дорог. Но нужно помогать и муниципалам. В 2016 году 100 миллионов рублей выделено из федерального бюджета городу Архангельску. Наверное, впервые такое произошло.
Буквально на днях я подписал письмо, чтобы муниципальные образования выполняли рекомендации минтранса 2003 года, чтобы при проведении торгов на ремонты асфальтобетонного покрытия в условиях был прописан гарантийный срок — не менее четырёх лет. При прежнем мэре Архангельска гарантийный срок составлял два года. То есть муниципальная власть фактически позволяла каждые два года переделывать одни и те же километры дорог. После нашего вмешательства мэр сделал гарантийный срок три года. Но министерство транспорта России рекомендует не менее четырёх лет. Для примера, в Нарьян-Маре — пять лет. Чем Архангельск хуже Нарьян-Мара?
Безальтернативная концессия
— А такой сложной сфере как ЖКХ чем может помочь Общественная палата?
— Например, давно сложилась проблема, связанная с невозможностью заключения договоров ресурсоснабжающими организациями непосредственно с потребителями услуг-жителями города, а не с управляющими компаниями, выполняющими роль агента-посредника, где зачастую деньги зависали, и их было невозможно взыскать. Ещё когда я работал министром, мы убедили ТГК-2 заключать договора напрямую с жильцами домов. В Архангельской области проблема уже решена: ТГК-2, «Водоканал», «Архэнергосбыт» переходят на прямые договора с потребителями. Но в масштабах России проблема оставалась актуальной. Мы провели работу, замминистра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис пообещал решить вопрос. Должно выйти постановление, разрешающее заключать прямые договора во всех регионах, документ проходит необходимые согласования.
Ещё одна проблема — общедомовое потребление электроэнергии. Его показатель зачастую превышал в счетах потребление в квартире у жильцов многоквартирных домов. Конечно, мы активно занимались этим вопросом, и он практически решён. Федеральное министерство строительства и ЖКХ подготовило законопроект, регламентирующий норматив по общедомовому потреблению, который управляющая компания не сможет превысить. Закон прошёл второе чтение в Государственной Думе.
— В Архангельске должны приступить к созданию концессий. Предполагается, что крупный федеральный инвестор, например, возьмётся за МУП «Водоканал». Считаете ли вы концессии эффективным институтом, способным привести экономику предприятий ЖКХ в нормальное состояние и обеспечить высокий уровень услуг потребителю?
— «Водоканал» давно призывал к повышению тарифов в связи со своим непростым экономическим положением. Они несильно повышались. До 1 июля тариф в Архангельске на холодную воду составлял около 25 рублей. Для сравнения, в Пскове — 22 рубля, в Ярославле — 25, в Москве — 31. Поэтому тариф у нас нормальный. Но если больше 50 процентов подготовленной воды уходит в землю, то никакой тариф не спасёт. На предприятии висит миллиардный долг. Нужны крупные капитальные вложения, чтобы справиться с потерями.
Самые простые источники инвестиций — тариф и бюджет. Но в бюджете денег нет, а тариф повышать нельзя, потому что есть постановление правительства, ограничивающее его рост. «Водоканал» был загнан в угол. Очевидно, сказался плохой менеджмент и неэффективные вложения, неизвестно, куда ушёл кредит Европейского банка реконструкции и развития.
Для потребителя и муниципальной власти лучше, если реконструкцию выполнит частный инвестор. Поэтому другого выхода, кроме концессии я не вижу. Крупный инвестор должен ввести энергосберегающие технологии, убрать утечки и при существующем тарифе выйти на прибыль и окупить вложения.
Должна быть вертикаль власти
— Как вы оцениваете реформу местного самоуправления в Архангельской области?
— Я человек старой формации и считаю, что должна быть вертикаль власти. Она есть на высоком уровне: президент может отстранить любого губернатора, выразив ему недоверие. Губернатор при прошлой системе ничего не мог сделать с неэффективными главами муниципальных образований. И не только районов, но и поселений. Помню, как была запущена ситуация в Ерцево (Коношский район) во всех социально важных сферах, а глава посёлка аргументировал: «Ничего делать не буду, это ваша забота». Разве это нормально?
Сейчас работает схема, по которой главы муниципальных образований утверждаются депутатами по представлению комиссий. Я считаю, на данный момент это правильно. При такой схеме принимаемые решения выполняются, а среди глав — меньше случайных людей.
— Вы сейчас живёте в Москве?
— Да, но постоянно нахожусь в командировках. Последние командировки: Крым, Махачкала, Грозный, Архангельск, Соловки, Республика Саха (Якутия), Хабаровск.
— Проблемы везде схожие?
— Если они касаются действий исполнительной власти на местах, мы стараемся оперативно реагировать. Если мы видим, что проблема свойственна многим регионам, организуем экспертные площадки, проводим круглые столы, приглашаем представителей региональной и федеральной власти, Генеральную прокуратуру, Роспотребнадзор, экспертов, все заинтересованные структуры и вырабатываем рекомендации для органов власти. Если есть необходимость, выходим на премьер-министра и президента.
— Ностальгию по Архангельску испытываете?
— Конечно, это же моя родина. Отпуск провожу в Архангельске. Здесь у меня двое детей и шесть внуков. Как я без Архангельска?