Организаторы военно-исторического фестиваля «Северодвинский десант» вновь удивили зрителей количеством выстрелов и спецэффектов. Однако, не обошлось и без накладок. К сожалению, 56 реконструкторов из других городов и стран не смогли доехать до Северодвинска — по пути сломался автобус.

Фестиваль проходит в городе корабелов уже в пятый раз. На этот раз организаторы — военно-исторический клуб «Северная Двина» решили показать две военных операции 1944 года: высадку союзников в Нормандии и эпизод Петсамо-Киркинесской операции, когда советские войска освободили от немцев север Финляндии и Норвегии.

Фото Игоря АндрееваФото Игоря Андреева

Успех в мелочах

«Северодвинский десант», наверное, единственный в России военно-исторический фестиваль, в котором действие разворачивается одновременно на суше, в воздухе и на море.

По сценарию первого эпизода — союзной операции «Оверлорд» — немцы занимают оборонительные позиции на побережье. Задача войск союзников: американцев и англичан, одновременной высадкой с моря и с воздуха захватить эти позиции.

Первыми немцев атакует авиация, роль которой исполняет одинокий, почти современный, гражданский самолет Як-18, который совершает несколько заходов над местом проведения фестиваля. Следом за ним, на настоящих десантных плашкоутах высадился десант. А в тылу немецких войска активизировались американские десантники при поддержке настоящего джипа с пулемётом. 

Хобби не из дешёвых

Петербуржец, военный пенсионер Валерий Натбеладзе приехал в Северодвинск впервые. Именно он привез в Поморье раритетный внедорожник «Виллис» с установленным крупнокалиберным пулемётом «Браунинг». 

— Я занимаюсь реконструкцией с 2000 года. Выбрал для себя 82-ю дивизию ВДВ, 325-й пехотный полк. Реставрацией машин занимаюсь с 1982 года, практически сразу после того, как вернулся со службы из Германии. Эта машина выпуска 1942 года, была доставлена по ленд-лизу в Архангельск, а пулемёт привёз из Англии, — рассказал реконструктор.

«Виллис» до сих пор на ходу и имеет обычную регистрацию и номера. Как отметил Валерий Натбеладзе, в принципе, при большой охоте на нём можно проехать от Санкт-Петербурга до Архангельска и обратно. Разгоняется по трассе до 104 километров в час. Но, чтобы не расходовать ресурс двигателя, в Северодвинск его привезли на трейлере.

— Конечно, реконструкцией американцев в России заниматься сложно — оригинальное оружие почти всё за рубежом приходиться приобретать, с боеприпасами проблема. Только одна форма стоит от тысячи евро, — добавил Валерий.

Из-за проблемы с автобусом, на фестивале оказалось только чуть больше десятка участников, которые занимаются реконструкцией немецких войск.Из-за проблемы с автобусом, на фестивале оказалось только чуть больше десятка участников, которые занимаются реконструкцией немецких войск.

Нехватка немцев 

Из-за проблемы с автобусом, на фестивале оказалось только чуть больше десятка участников, которые занимаются реконструкцией немецких войск.

Один из них, Игорь Зырянкин, в обычной жизни — преподаватель одного из учебных заведений Архангельска, а на фестивале — пехотинец вермахта.

— Немецкая форма привлекает меня с точки зрения эстетики, а не истории и политики. Её интересней реконструировать, но и значительно сложнее. На следующий год думаю собрать комплект и советской формы, — отметил он.

Как и в случае с реконструкцией американской армии, реконструкция немецкой — дорогое удовольствие.

— Весь комплект, с настоящим карабином, если его собирать вдумчиво, обойдётся более чем в 100 тысяч рублей. Мы используем и оригиналы и реплики. Например, мой карабин Маузер 98-к — настоящий, со складов трофеев Красной армии, — рассказал Игорь Зырянкин.

По мнению самих реконструкторов, лучше всего использовать именно такое оружие — хранившееся в нормальных условиях, а не «копанное».

Впрочем, для ребят, которые занимаются реконструкцией вермахта, несмотря на их эстетику формы, есть во всём этом один большой минус — в большинстве таких фестивалей они оказываются проигравшей стороной, как и было в реальной истории.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.