— Помогите детям! — молодых людей в ярких футболках трудно не заметить, а ещё труднее — не услышать. В торговых центрах они громко и бодро предлагают всем желающим сделать благотворительные пожертвования в пользу детей, нуждающихся в дорогостоящем лечении.
На огромном голубом кубе больше десятка детских портретов. Возраст ребят, как и география городов разные: Москва, Орёл, Кемерово, Владимир, Иваново, Казань, Самара, Шлиссельбург. На плакате, чуть ниже, указана и сумма, объявленная к сбору — более двух миллионов рублей.
— Мы представляем благотворительный фонд «Наши дети», — поясняет улыбчивая девушка в футболке.
На вопрос, что это за фонд и имеет ли он какое-то отношение к Архангельску, отвечает охотно:
«Нет, фонд не архангельский. Главный офис находится в Самаре. Информацию и отчёты — все можно найти на сайте. На плакате есть ссылка. Можно сделать пожертвование и через СМС. Это просто! Помочь может каждый!».
Действительно, просто. Даже как-то слишком просто и… весело. Но, может, так и надо проводить благотворительные сборы? Если, уж помогать, то с улыбкой.
Маркетинговый ход?
— Да, я видела в торговых центрах Архангельска этих ребят, — говорит Мария Лизунова, заместитель руководителя Архангельского отделения регионального благотворительность движения «Подари ребёнку праздник».
К Марии мы обратились, как к эксперту. «Подари ребёнку праздник» занимается благотворительной деятельностью уже много лет.
— Если честно, меня немного смутило, что у кубов, на сборе пожертвований, стоят совсем юные ребята, — делится она впечатлениями. — Зазывают, выкрикивают слоганы. Такой несколько агрессивный маркетинг. При этом, когда попыталась получить информацию о самом фонде и его подопечных, мне вежливо предложили «почитать сайт».
Лето — не сезон для проведения благотворительных акций. По словам Марии, местным-то благотворительным организациям сборы даются нелегко, а тут фонд из Самары.
— Нет, конечно, если ребёнку требуется помощь, неважно, где этот ребёнок живет, — уточняет Мария. — Но… Разве у нас в области нет своих детей, нуждающихся в поддержке? Да много! Например, подопечные нашего движения. С декабря ведём сбор на покупку слуховых аппаратов для одиннадцатилетнего Олега. Но пока собрали лишь половину суммы — 90 тысяч рублей, а слуховые аппараты нужны сейчас. Или Алёша — малыш из Северодвинска, у него сложная форма ДЦП. Не умеет сидеть, лежит только на животе. Ему требуются специальные ортопедические подушки, которые бесплатно семья не может получить через фонд социального страхования. Их стоимость — 130 тысяч рублей. Мы собрали пока лишь 17. И сколько ещё таких детей рядом!
Все способы хороши, но нужна прозрачность
Солидарна с Марией Лизуновой и Мария Амосова, координатор архангельского благотворительного фонда «Взамен».
— Как и кому помогать, — это каждый решает сам, — говорит Амосова. — Наверное, для настоящей благотворительности хороши все способы. Но одно из важнейших правил — прозрачность. К сожалению, люди не всегда ориентируются и разбираются в деятельности фондов. На мой взгляд, совершенно правильно, когда потенциальный благотворитель прежде чем внести пожертвование, задаёт вопрос: «Кому моя помощь будет направлена?». И получает исчерпывающий ответ. Недавно мы проводили марафон «Синичка». В результате, смогли приобрести средства реабилитации и специализированное питание для детей с редкими генетическими заболеваниями. Все наши подопечные проживают в Архангельской области. И за каждый рубль мы, естественно, можем отчитаться.
На сайте фонда «Наши дети» отчёты тоже имеются. Например, указано, что за 2015 год фонд собрал благотворительных средств 3 571 199 рублей. С января по февраль 2016 года — 160 тысяч рублей. Информации о дальнейших поступлениях на сайте мы найти не смогли. Страница фонда в ВК также не обновлялась с марта.
Что касается фотографий, размещённых на кубах в Архангельске, то детские портреты и анкеты на сайте, действительно, есть. Правда, оказалось, что практически все они — годичной давности. Поэтому не совсем понятно: собрали в прошлом году для этих ребят средства или фонд продолжает сбор для них и спустя год?
Деньги для Егора
Обнаружилась среди анкет и информация о малыше из Архангельска, четырехлетнем Егоре, который страдает редкой формой ДЦП.
Разыскать семью Егора не составило большого труда. В прошлом году Архангельский центр социальных технологий «Гарант», в рамках благотворительной программы, проводил сборы на его реабилитацию. На сайте «Наши дети» размещён тот же портрет Егора и практически та же анкета, что в свое время была опубликована в «Гаранте».
С мамой Егора, Натальей, мы связались по телефону. По стечению обстоятельств, оказалось, что именно в этот момент она находится на вокзале.
— Мы с Егором уезжаем в Краснодарский край, на очередную реабилитацию, — взволнованно сообщила Наталья. — Когда в мае мне позвонили из фонда «Наши дети» и предложили помощь в сборе средств я, конечно, удивилась, но и обрадовалась.
— Подождите, — уточняем. — То есть, это не вы обратились в фонд за помощью, а фонд обратился к вам?
— Да, именно так. Фонд предложил оплатить реабилитацию Егора. Я написала заявление, выслала все необходимые документы.
— И какая сумма требуется?
— 160 тысяч рублей. В фонде пообещали перевести деньги 15 июля. Вот мы и купили билеты заранее. Но буквально вчера из фонда перезвонили и сказали, что перевести деньги смогут только 20 июля. А у нас-то билеты на руках! Так что едем пока без денег. Но надеемся, ждём.
«Регион 29» тоже надеется, что наши сомнения совершенно беспочвенны, и обещанные деньги семья Егора получит. А пока — направили официальный запрос на имя директора благотворительного фонда «Наши дети» Сергея Дронова с просьбой прокомментировать сбор средств в Архангельске. Получим ответ, продолжим тему.