В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Политика
Профессор САФУ призывает к реформе системы здравоохранения в Архангельской области

Профессор САФУ призывает к реформе системы здравоохранения в Архангельской области

11.07.2016 09:55Константин ГОРЧАКОВ
Доктор медицинских наук Моисей Шрага предлагает передать полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья на муниципальный уровень, наделить всех участковых врачей статусом юридического лица и создать единую систему первичной медико-санитарной помощи.

Профессор кафедры социальной работы и социальной безопасности САФУ Моисей Шрага обратился к региональным властям через официальный сайт губернатора Архангельской области с предложением ликвидировать дробление системы здравоохранения Поморья, фактически реформировать ее в отдельно взятом регионе в рамках существующего федерального законодательства. По его мнению, нынешнее деление медицины на государственную и частную противоречит системности здравоохранения.

Учёный считает, что на рынке медицинских услуг области существует недобросовестная конкуренция — государственные учреждения имеют явные преимущества перед частными.

«Государственные медицинские учреждения, как правило, платные услуги оказывают на государственном оборудовании и оснащении. Частные же учреждения несут соответствующие затраты и расходы за счёт собственных средств на содержание помещений, подготовку и переподготовку персонала, покупку и амортизацию оборудования», — пишет профессор.

Для того чтобы сделать условия на рынке равными для всех, Моисей Шрага предлагает весьма нетривиальное решение: перевести всех участковых врачей в частный сектор — наделить их статусом юридического лица, а поликлиники сделать рыночными диагностическими центрами, которые будут работать с участковыми врачами по договорам. Это, полагает эксперт, должно стимулировать нормальное функционирование системы первичной медико-санитарной помощи.

Специалисты захлебнулись

— Вопрос серьёзный, я не рассчитываю, что это по мановению палочки может быть сделано, но если не идти по этому пути, а надеяться на учреждения типа перинатального центра, то ничего хорошего из этого не получится, — пояснил корреспонденту ИА «Регион 29» Моисей Шрага. — Мысль моя довольно проста. Если вы имеете на рынке двух производителей медицинских услуг, то они должны быть равными во всех возможностях. Они должны быть юридически самостоятельны, иметь соответствующее финансирование. Как это реализовать? Это уже во многих государствах сделано и, по-моему в Петербурге, есть определённые подвижки. Участковых врачей у нас нет, а есть участковые терапевты. Они не ответственны за здоровье граждан, а выполняют роль диспетчера: нога болит — к хирургу, глаз болит — к окулисту. Вот почему у нас участковые не держатся кроме всего прочего — потому что им не интересно работать. Здесь нет врачебной деятельности. А участковый врач должен оказывать довольно большой спектр услуг. Вот тогда не будет очереди в поликлиники и такого спроса на узких специалистов.

В странах Запада существует и успешно функционирует институт семейных врачей. Этот опыт следует перенять и нам. А начать, по замыслу профессора, необходимо с законодательных решений на региональном уровне.

Федеральный закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предполагает возможность передачи ряда полномочий органов государственной власти субъектов в сфере здравоохранения на уровень местного самоуправления. Напомним, этот же закон, принятый в 2011 году, отобрал у муниципалитетов львиную долю полномочий, оставив им, по большому счёту, лишь контролирующие функции.

— Самое интересное состоит в том, что никогда в истории местные органы, будь то советы или земства, не были исключены из этой сферы деятельности, — говорит Моисей Шрага. — Более того, больше половины расходов земств уходило именно на здравоохранение и образование. А тут взяли и перевели все на государственный уровень. Специалисты захлебнулись, конечно же. Как можно управлять из Архангельска здравоохранением всей области? Как это город Архангельск может быть не ответственным за сохранение здоровья своих граждан? Это в какую больную голову может прийти такая мысль? Я одного главу администрации спрашивал, как вы относитесь к такому положению. А он говорит: «Ничего, хорошо, главное, мы не мешаем». И это называется содействие развитию здравоохранения.

Цель реформы

Принятие областного закона о передаче полномочий на местный уровень позволит организовать эффективную и доступную систему первичной медико-санитарной помощи в каждом муниципальном образовании. Именно это, а не строительство крупных региональных медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную помощь населению, по мнению учёного, должно вывести областную медицину на качественно новый уровень.

— У нас такая идеология медицинской деятельности: построили перинатальный центр, все кричат «Ура». А сколько он стоит? Что, женщина из Лешуконья поедет рожать в перинатальный центр? — задает риторический вопрос профессор. — Архангельская область в этом вопросе отстаёт от многих регионов России, в частности, от Мурманской. Там практика семейных врачей более развита. Не говоря уже о Чувашии. Самое главное — передача функций тем, кто должен этим заниматься. При таком подходе государственное управление здравоохранения Архангельской области сможет сосредоточится на перспективных вопросах развития профилактики и диспансеризации населения и будет избавлено от «текучки».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.