На дорогах Поморья за сутки погиб один человек и пострадали ещё семеро
Экономика
Домохозяек Архангельской области учат премудростям сувенирного бизнеса

Домохозяек Архангельской области учат премудростям сувенирного бизнеса

06.07.2016 11:30Мария АТРОЩЕНКО
В регионе стартовала программа для неработающих женщин «Энергия успеха».

Инициатор программы — московская некоммерческая организация «Национальный фонд подготовки кадров». Её цель — развитие малого женского предпринимательства, причём предпочтительно, чтобы оно было связано с изготовлением и продажей сувениров на основе традиционных северных ремёсел.

В нашем регионе «Энергию успеха» поддержали областные минкульт и минэкономразвития, а также совет женщин Архангельской области.

Эмансипация по-поморски

На днях в Архангельске забросили пробный шар «Энергии успеха»: познакомились с потенциальными участницами и подготовили северянок к тому, что их ждёт.

Организаторы рассчитывают, что участницы образовательной программы выдадут на-гора, по крайней мере, десять сложившихся бизнес-проектов.

— В качестве площадок было выбрано всего три региона, — рассказала координатор проекта в области Светлана Бызова на семинаре-знакомстве. — Архангельская область заявлена как пилотный регион: мы первые проходим эту программу.

Программа рассчитана на год. Завершить её планируется в августе 2017 года. В мае–июне прошли ознакомительные семинары для потенциальных участниц. В июле–августе пройдёт отбор. Причём, как отметила бизнес-консультант Елена Невзорова, «Энергии успеха» нужны женщины со сложившимися проектами либо проектными идеями.

— Программа будет гибкая, — пообещала Невзорова, — и мы её будем строить под вас. В зависимости от того, кто придёт на программу, с какими проектами и какими задачами, мы и будем её строить. Мы можем пригласить для вас тех специалистов, которые вам будут нужны. Если будут нужны дизайнеры и маркетологи, значит, будут дизайнеры и маркетологи. Если нужны финансисты и бизнес-консультанты, значит, будут они.

Предполагается, что с сентября по декабрь участницы будут изучать традиционные промыслы на своих территориях и разрабатывать свои линейки. В то же время, с сентября по ноябрь пройдёт образовательная программа из четырёх модулей, после каждого северянки будут получать домашнее задание.

И, наконец, время с ноября 2016 по август 2017 по плану отведено для сопровождения успешных проектов в большой мир. Понятие «сопровождение» предполагает и консультации, и содействие в организации творческих мастерских и ярмарок, и помощь в работе с инвесторами.

Интерес к слабому полу у организаторов не праздный и не вдруг. Женщин всё-таки больше. В той же Архангельской области их 634, 2 тысяч — на 76 тысяч больше, чем мужчин! Причём средняя продолжительность жизни у женщин больше, чем у мужчин. В 2015 году первые тратили на поиск работы 5,3 месяца, в то время, как последние — 4,9.  

Словом, женщины относятся к категории граждан, испытывающих трудности при поиске работы. Особенно, если речь идёт о матерях. Поэтому, само собой, одна из задач — содействие трудоустройству женщин. Или, по крайней мере, — обеспечить им дополнительный источник дохода.

Продвинь меня, мой сувенир

Заодно со своей социальной ориентацией, программа «Энергия успеха» рассчитана на развитие въездного туризма — тоже через сувениры. Они, по мнению организаторов, играют не последнюю роль в формировании бренда территории.

А ведь правда: сувенир — это такой миниатюрный бренд: увезёшь его с собой, и он будет каждый день напоминать о месте, из которого привезён. Разве плохо? 

Светлана Бызова. Фото Марии Атрощенко Светлана Бызова. Фото Марии Атрощенко

Брендов в Архангельской области — завались, считает Светлана Бызова. А вот продуктов, которые бы эти локальные территориальные бренды «двигали», — недостаёт:

«Приведу пример. Я была на дне рождения Матушки Зимы в Ленском районе, туда приехало порядка трёх тысяч туристов. А из сувениров было 50 „снежиков“ — отличных, классных сувениров, сшитых вручную. Все хотели их получить, но возможности такой не было. Хочется, чтобы в Архангельской области появились продукты на основе народного художественного промысла, которые бы помогали нашим районам продвигаться, развиваться и продаваться. Сегодня мы говорим о любых изделиях на основе народного творчества, которые бы так или иначе были интересны и местным, и тем, кто живёт за пределами нашего региона».

А северные мастерицы в придумке этих чудо-сувениров — лучшие помощницы, считают организаторы программы. 

Сейчас же, по словам Светланы Бызовой, сувениры в районах преимущественно «не особо впечатляющие и не особо говорящие о месте». Особенно координатор программы рекомендовала «товары с историей». Например, социальные сувениры — продукцию проекта «Наивно. Очень» актрисы Нелли Уваровой, которую расписывают люди с нарушениями интеллектуального и психического развития, или же «Шапки мира», которые вяжут бабушки из Владимирской области.

Давайте знакомиться

Пожалуй, главной функцией состоявшегося семинара было знакомство. Не только потенциальных участниц с будущими менторами, но и друг с другом. На встрече их собралось порядка 20. В основном архангелогородки, но северодвинки и жительницы районов есть тоже.

Например, коношанка Ольга Худякова занимается плетёной мебелью из ивы. Людмила Цешинская из Архангельска, которая уже два года как военная пенсионерка, печёт объёмные козули-люлечки. Вообще говоря, козули и текстильные куклы — самые распространенные хобби потенциальных участниц «Энергии успеха».

Мастерица по авторской кукле, медведям и сувенирам Елена Пантина в Архангельске достаточно известна. Она возглавляет творческую мастерскую «Антресоль», периодически участвует в выставках и у неё даже открыт отдел в одном из городских торговых центров. Но и она нуждается в продвижении своего таланта.

На первом плане — Ксения Горяева. Фото Марии Атрощенко На первом плане — Ксения Горяева. Фото Марии Атрощенко

Архангелогородка Ксения Горяева сама себя называет «местной сказочницей», которая «даёт историю тем брендам, которые у нас уже есть». Например, Ксения — автор историй о герое парка «Потешный двор» коте Гостинце.

Анна Злотко — мама троих детей. Она тоже уже не первый год занимается творчеством. 

— Я не работаю, — рассказала Анна. — Понятно, что с тремя детьми это проблематично. Но у меня есть моё любимое дело. Сначала оно было просто хобби, но теперь мне хочется его развивать, открыть небольшое предприятие, может быть, даже нанять пару-тройку работников. Сначала у меня были просто аксессуары, какие-то куклы, — наверное, это типично для всех мамочек, — а сейчас уже хочется выйти на рынок с чем-то другим и придать северный колорит моим ручным изделиям. Мне предложили поучаствовать в программе, и я с удовольствием подала заявку. Буду учиться.

Маргарита Кузнецова и Ксения Матвеева. Фото Марии Атрощенко Маргарита Кузнецова и Ксения Матвеева. Фото Марии Атрощенко

У северодвинок Ксении Матвеевой и Маргариты Кузнецовой, по сути, уже есть проект, и незаурядный, который они разрабатывают уже три года, — производство одежды для недоношенных деток. Молодые женщины уже и школу социального предпринимательства закончили, но всё равно пришли узнать, что такое «Энергия успеха»: чтобы пообщаться, узнать что-то новое и двигаться дальше.

— Младенцы, которые родились раньше срока или с очень маленьким весом, у которых нет жировой прослойки — очень особенная категория детей, — сказала Маргарита. — И необходимо, чтобы им было тепло и было удобно. Одежда большого размера им не подходит ни по выкройке, ни по посадке. Тем более, что большинство из них лежит в кювезах, им подключают провода для питания, и нужно, чтобы ручки были свободными. У нас в городе такой специальной одежды нет. Точнее, есть, но только в одной точке, и очень дорогая. А на самом деле порядка 15 процентов детей рождается недоношенными.

— Вы уже шьёте одежду?

— Нет, еще не шьём. Мы специально защищали проект в школе социального предпринимательства в центре «Гарант», чтоб открыть своё производство. Пока занимались только перепродажей одежды. Школа прошла с февраля по апрель этого года, мы её закончили и сейчас защищаемся перед инвесторами.

А пока что всем женщинам, пришедшим на встречу, дали время для размышления: принимать ли участие в программе. А с 7 июля в рамках проекта начнутся образовательные вебинары. Первый — «Какой продукции не хватает туристам Архангельской области?» — проведет руководитель ТИЦа Светлана Корницкая. 

Добавим, что регистрация на проект идёт до 15 июля. Чтобы зарегистрироваться, необходимо заполнить анкету.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.