О безопасности северян в полной мере пока заботится лишь природа: в нынешнюю холодину купаться готовы разве что «моржи». Но будь начало лета тёплым, население, как и прежде, ринулось бы в реки и озёра даже при наличии предупреждающих аншлагов «Купаться запрещено!».
Мы попытались выяснить: почему же так сложно подготовить и открыть место летнего отдыха.
Семь кругов пляжа
Не берусь утверждать, что отыскал все требующиеся инстанции. Ниже по тексту — те, что удалось найти.
Для начала, в муниципальном образовании должна быть проведена работа по земле- и водоотведению. Затем официально зарегистрированная территория (и акватория, при варианте с купанием) должна быть расчищена и приведена в соответствие с требованиями и нормами. Если предполагается организация купания — должна быть наблюдательная вышка для дежурных спасателей, туалет, кабинки для переодевания, медпункт или дежурная бригада медиков, а на акватории — знаки ограждения, «буйки».
Необходима и «бумажная» работа: требуется пройти ряд согласований в различных организациях. Их количество зависит от того, будет территория пляжем в прямом смысле этого слова, рекреационной зоной с разрешённым купанием или зоной отдыха без купания.
Одна из инстанций — Двинско-Печорское бассейно-водное управление (БВУ), где устроители пляжа должны зарегистрировать право использования водного объекта. По информации БВУ на конец мая, к лету в Архангельской области готовили двадцать один пляж (в детских лагерях отдыха и санаториях-профилакториях). Но заявки, которые должны быть направлены в управление за месяц до открытия зоны отдыха, послали из двух десятков только семь юридических лиц.
Ждали заявки от организаторов пляжей и в управлении Роспотребнадзора по Архангельской области. Эта служба выдаёт санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта. Но вот незадача: из официального ответа Роспотребнадзора следует, что заявки в 2015 и за истёкший период 2016 года в управление не поступали. Следовательно, не выдавались и заключения. Более того, в 2016 году не поступали заявки и от детских оздоровительных учреждений.
Кроме Роспотребнадзора, требуется разрешение на использование пляжа от спасателей. Как ни анекдотично это прозвучит, но в некоторых случаях на пляже должен быть установлен пожарный щит. То есть добавляется ещё одна инстанция: пожарные.
Что же касается основной, водной темы — необходимо водолазное обследование дна водоёма. В главном управлении МЧС России по Архангельской области нам сообщили, что заявок к сезону 2016 года в целом поступило более пятидесяти. По информации МЧС, в лагерях детского отдыха в регионе готовится к открытию лишь одиннадцать пляжей.
Пазл не складывается
Итак: информация по пляжам воедино нигде не сводится. Каждая организация, обеспечивающая безопасность населения, отвечает за свой узкий сектор, что, в принципе, нормально. С другой стороны, непонятно, почему цифры по готовящимся к открытию сезона объектам так разнятся одна от другой?
Что касается организаторов, легко догадаться, почему они, как правило, ограничиваются лишь установлением запретов на купание. Зачем взваливать на себя дополнительные траты и ответственность? Проще выставить запрещающие аншлаги и предоставить организацию пляжного отдыха самим отдыхающим.