В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Экономика
Политическое рыболовство в морском Шпицбергене

Политическое рыболовство в морском Шпицбергене

01.06.2016 08:50Денис ГОРИН
Несколько веков назад морская акватория вокруг архипелага Шпицберген был центром международного конкурентного рыболовного промысла, а так же охоты на китов, моржей, тюленей и белых медведей. Сегодня эта территория стала площадкой, где государства вынуждены договариваться и искать компромисс во многих вопросах, включая и рыболовную отрасль в зоне совместной юрисдикции.

Именно на Шпицбергене экс-заместитель министра рыбного хозяйства Советского Союза, а в последующем экс-заместитель председателя Госкомрыболовства России Вячеслав Зиланов прочитал лекцию для норвежских и российских журналистов об особенностях рыбного промысла в непростых политических условиях. Сразу после лекции журналисту информационного агентства «Регион 29» удалось задать Вячеславу Зиланову несколько вопросов.

— Вячеслав Константинович, как сегодня обстоят дела в сфере рыболовства на «смежных» северных территориях?

— Сегодня и правительство наше и рыбаки выполняют те предписания, которые согласованы в рамках совместной российско-норвежской комиссии по рыболовству, которой в этом году исполнилось аж 40 лет! Комиссия эта учитывает и наши национальные правила рыболовства. Их обязан выполнять каждый капитан рыболовного судна, что на практике и делается. Но есть целый ряд предписаний с норвежской стороны, которые мы не разделяем, а норвежцы требуют их выполнения. И когда командир корабля береговой охраны Норвегии в разговоре с журналистами говорит о том, что «обстановка сейчас стабильная» — он имеет в виду прежде всего стабильность выполнения норвежских правил по рыболовству. Что в общем-то не подтверждается нашей оценкой.

Мы считаем что добрососедские отношения с Норвегией в области рыболовства должны подкрепляться практическими делами по поиску согласованных правил рыболовства, взаимоприемлемых мер контроля и наказания. Говоря простым языком — наши суда должны задерживаться только в том случае, если они нарушают российское законодательство и правила рыболовства, гармонизированные и согласованные с норвежской стороной.

Всё остальное — это давление на наш рыболовный флот. Давление, направленное на то, чтобы в международных водах соблюдались только норвежские меры регулирования. С этим мы согласится не можем.

— А в чём корень конфликта?

— Есть проблемы технические и политические. Начну с технических. Например, в соответствии с норвежскими законами выбросы рыбы в море запрещены. Мы тоже считаем, что преднамеренного выброса не должно быть. Но если один хвост селёдки вылетел за борт или случайно вскрылся трал при подъёме — это не должно рассматриваться как нарушение. А норвежцы это рассматривают именно как нарушение.

Существует разногласие в коэффициентах выхода готовой продукции. Наконец, сами проверки российских рыболовных судов носят унизительный характер. Инспектора приходят проверять, соблюдают ли рыбаки правила рыболовства. А на деле проверяют трюмы, работу фабрик, каюты и т. д. По существу осуществляется мониторинг технологического процесса. Не передёргивая скажу, что это похоже на промышленный шпионаж. К тому же часто проверки длятся по пять и более часов, что негативно воспринимается рыбаками.

На бумаге нам говорят: мы одинаково подходим к проверке всех: российских рыбаков, норвежских и судов третьих стран. По форме такой подход соблюдается. А по существу? Есть миллион тонкостей и нюансов, которые должны учитываться в этом деле.

Что же касается политических проблем, которые влияют на рыболовство в водах архипелага Шпицберген, они заключаются в том, что Норвегия ещё в 1977 году ввела здесь так называемую 200–мильную рыбоохранную зону, которую Советский Союз в прошлом не признавал, не признает её и современная Россия. В этих условиях рыбаки находятся как бы между молотом и наковальней. С одной стороны мы ведём промысел в международных водах по национальным правилам рыболовства, согласованным в рамках российско-норвежской Комиссии, с другой стороны надо ещё и норвежские предписания выполнять. В этом существо политической напряженности в этом районе рыболовства.

Рыбные санкции

— То есть должны быть единые правила игры. Но кто должен их инициировать?

— Есть точки напряжения, и их нужно снимать посредством поиска компромиссов. Инициаторами этого должны быть с нашей стороны те, кто заседают в российско-норвежской комиссии по рыболовству. И прежде всего — Министерство иностранных дел. Я знаю, что в определённой степени предпринимались шаги. Знаю, что очень неохотно на это реагировала норвежская сторона. Но надо разъяснять свою точку зрения. Не доводить же всё до такого состояния, когда наши капитаны могут начать не пускать инспекторов на свои суда, если норвежскую зону юрисдикции в морской акватории Шпицбергена не признает Россия.

Это приведёт к более серьёзному конфликту. Но мы же его не допустили во времена Советского Союза. А сейчас вновь идёт игра в кошки-мышки. Каждый год по одному — три российских корабля попадают под арест норвежской береговой охраны, а капитанов судят уже норвежские суды. Это для норвежцев стабильно? А для нас нет. Ни одного ареста не должно быть.

— Насколько обострились отношения в сфере рыболовства после того, как Россия попала под механизм санкций?

— Я бы начал ответ не с этого, а с того, насколько усложнились они после подписания договора о разграничении морских пространств между Россией и Норвегией в 2010 году. К сожалению этот договор не внёс ясности относительно рыболовства в водах Шпицбергена. Более того, он усложнил положение наших рыбаков. А санкции область рыболовства не затронули. От них пострадала другая сфера — коммерческая. И моя личная точка зрения: санкции — это недопустимая мера для воздействия на другое государства. Государства должны договориться, что никаких в мире санкций и антисанкций в области продовольствия не должно быть. Потому что это касается вопросов жизнеобеспечения человека. А жизнь человека неприкосновенна. Так же, как свобода слова.

— В целом государственная политика в рыбной отрасли за последние годы в какую сторону поменялась?

— Давайте взглянем на вопрос чуть шире: Арктическая политика России определена доктринальными указаниями Президента. Там множество составляющих — транспортная, рыболовная, региональная, обеспечение безопасности… Все эти направления затратны. И только два имеют прямую экономическую отдачу прямо сейчас — это рыболовство и транспортная система.

Ломоносовское выражение, что Россия будет прирастать Арктикой остаётся в силе. Но заниматься этим надо последовательно, ежедневно и безо всякой трескотни. Как норвежцы на Шпицбергене. Посмотрите как они последовательно этим занимаются, осваивают территорию, развивают туризм, учебные и научные учреждения и т. д. Да, сегодня здесь не растёт хлеб и картошка, но я уверен — всё придёт со временем, потому что они очень упорно двигаются вперёд, шаг за шагом.

Так же и в рыболовстве. К сожалению, наше государство теряет контроль над дипломатической струной в этой сфере. Нечётко определены цели и стратегия поведения в этой отрасли, да и в морской акватории вокруг Шпицбергена. Значительно снижен уровень представительства на переговорах с министерствами рыболовства других стран, падает профессионализм специалистов. Надо восстанавливать отечественную, старую школу с учётом современных реальностей. К рыболовной дипломатии следует относится так же как к дипломатии государственной. Вот тогда мы и сможем отстаивать наши рыболовные интересы в Арктике.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.