Общество
Выставка в ИЗО: икона как индикатор изменений ландшафта
1/3

Выставка в ИЗО: икона как индикатор изменений ландшафта

24.05.2016 15:40Мария АТРОЩЕНКО
Новая экспозиция заставляет взглянуть на иконы по-иному — как на документальные свидетельства истории Севера.

Экспозиция «Северные святые. Пейзажи на иконах» открылась в музее изобразительных искусств в «Ночь музеев» и проработает до 1 июля.

Как родился замысел такой необычной выставки, и какова роль пейзажа и ландшафта на сакральной живописи, рассказала заведующий отделом древнерусского искусства Татьяна Кольцова.

— Впервые эта мысль меня посетила много лет назад, когда к нам в музей пришли несколько специалистов по реконструкции кораблей, — пояснила куратор экспозиции. — Они спросили, нельзя ли на наших иконах найти какие-нибудь изображения старых кораблей. Стали искать. И оказалось, что мы обладаем одной из очень интересных коллекций. Думали, что изображения корабля будут, если не придуманными, то скопированными с каких-то гравюр. Но выяснилось, что корабли на наших иконах есть. И вполне реальные, как и пейзажи. И это очень важно: здесь вступает другой пласт нашего наследия, — не только духовный, но и исторический. Мы с вами на иконах видим исторический облик нашего края.

Святые праведники на иконах из фонда музейного объединения изображаются зачастую в «среде обитания», часто близ обители. А, значит, икона превращается в живописную летопись существования памятника архитектуры в определенный момент истории.

— Смотрите, — говорит Татьяна Кольцова, — Вассиан и Иона Пертоминские стоят на фоне главного храма своей обители. Он вполне реален, он таким и был на самом деле. Иоанн и Логгин Яренгские, смотрите-ка, они погибли в море, во время шторма. И пейзаж на иконе как раз морской. И корабль тот самый, реальный.

Мифология иконописи

Случается, впрочем и так, что среди исторически достоверных изображения скрывается ирреальное:

«А тут — Зосима и Савватий Соловецкие, море, карбасы, — всё, казалось бы, реальное. Но — хитрость: как только мы доходим до архитектуры этой иконы, мы видим, что она нереальна. Каждый раз надо ещё думать: изобразил ли иконописец подлинный монастырь, подлинную реальную среду, или нет».

Всё зависит от того, был ли иконописец на родине тех святых, которых изображал.

— Если художник не был в Сийском монастыре, не работал на Соловках, — где ему взять изображение монастыря? Он начинает искать гравюры, книги. Не нашёл, ну, что-то тогда обтекаемое, общее напишет, — рассказывает Татьяна Кольцова. — Но чаще мы видим на иконах очень реальные изображения, которые могут служить образцами для реставрации памятников архитектуры.

Добавим, что на выставке представлено несколько абсолютно новых икон, — тех, которые сотрудники музейного объединения ещё ни разу не показывали. До этого они были на реставрации. 

— Мы впервые показываем образ Александра Ошевенского, впервые показываем Димитрия Цилибинского, — рассказала куратор выставки. — Этот святой похоронен в часовне деревне Цилиба Ленского района. Кстати, это чуть ли не единственный сохранившийся образ этого святого. Наш мастер Александр Мурашов буквально недавно завершил реставрацию.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.