Сегодня в России — траур по жертвам теракта в «Крокус Сити Холле»
1/8
Общество
В Архангельске проходит третий международный фестиваль фотографии

В Архангельске проходит третий международный фестиваль фотографии

22.05.2016 13:07Мария АТРОЩЕНКО
Особенности русско-норвежской национальной фотоохоты представлены на выставке «Ракурсы».

Разместилась она в одной из главных мекк русско-норвежских отношений в Архангельске — выставочном зале Союза художников, с лёгкой руки тандема организаторов Корнелиуса Штифенхофера и Юлии Медведевой.

В выставке принимают участие шестеро современных и смелых фотохудожников: Ина Оцко, Зигфрид Хернес и Маргрете Петтерсен из Норвегии, Игорь Самолёт из Москвы, Наталья Егорова из Петрозаводска и Эмилия Шкарнулите из Литвы.

Трое из них — Ина, Зигрфрид и Игорь встретились 21 мая с архангельскими поклонниками современного искусства.

Фото Марии Атрощенко
Фото Марии Атрощенко

Всё натуральное. И череп тоже

Зигфрид Хернес представила на выставке свои чёрно-белые фотографии и рисунки. Причём порой отличить фотоизображение от графики не так-то просто. И то, и другое не случайно. Зигфрид и сама сказала:

«Я не вижу большой разницы между фотографией и рисунком. Камера в каком-то смысле делает просто механический рисунок. Белый и чёрный цвета — это своего рода медитация. Они как стихотворение — очень содержательное и очень короткое».

В своем проекте Зигфрид сравнивает ландшафты северной Норвегии и граничащих с ней российских территорий. Сравнение, увы, получается не в нашу пользу. В Норвегии, сказала Зигфрид, люди привыкли стирать с лица земли следы своего пребывания, а в России такой привычки нет. Собственно, для просвещённой норвежки это, может, и новость, а вот для нас…

Наряду с фотографиями и рисунками экспонатом выставки был простой архангельский валун, который в выставочный зал притащили сильные архангельские мужчины. 

Не все работы фру Хернес посвящены ландшафту. Например, то, с первого взгляда кажется обшарпанным и обтёсанным северными ветрами камнем на поверку оказывается человеческим черепом. Настоящим.

— В Норвегии вы могли бы встретить только пластиковый череп, но натуральный мне понравился гораздо больше, — сказала Зигфрид.

Фото Марии Атрощенко
Фото Марии Атрощенко

Пейзаж в тишине и портрет в интерьере

Ина Оцко привезла в Архангельск две серии работ — «Арктический городской ландшафт 64° 32' N» и «Интерьеры 72/12». 

Первая серия работ появилась на свет именно в Архангельске. 

— Для меня Архангельск связан со звуком, он тут повсюду, — пояснила Ина. — Когда я была в Архангельске, здесь шла массивная стройка: шумели машины, тикали светофоры и в центре города всё время звучала музыка. Это очень странно, потому что на самом деле то, что я ищу — это тишина. Поэтому некоторые мои работы несут в себе тишину, тишину, в которую можно вступить.

Второй, интерьерный проект, — это серия автопортретов Ины, сделанных в квартирах жителей самых разных городов — Позитано, Флоренции, Лондона, Берлина и, — да, да! — Архангельска.

Но всё же это нечто большее, чем автопортрет в интерьере, считает фру Оцко.

— На самом деле, эти работы очень многослойные. Это и автопортрет, и портрет человека, который живёт в этой квартире, и портрет отношений между мной и хозяином апартаментов. Когда я попадаю в квартиру, я обхожу её, чтобы понять, что в ней есть, какой в ней свет, какое ощущение от этого места… Затем я закрываю глаза и прислушиваюсь к своим ощущениями: так начинается очень спонтанный процесс изучения моих эмоций.

Фото Марии Атрощенко
Фото Марии Атрощенко

Дачный импровиз

Уроженец Котласа, а ныне успешный московский фотограф Игорь Самолёт ни разу до сего момента не бывал в Архангельске. Так, по крайней мере, Корнелиус Штифенхофер сказал. Бывшему котлашанину удалось на голову обойти своих европейских коллег в авангардизме. От его проекта «Herbarium» — смеси фото и инсталляции — глаз не оторвать, до того чудно и странно.

Отправной точкой в его фотохудожественных исканиях служили снимки, сделанные в северной деревне в советское время. К каждой такой фотографии Игорь добавляет свой авангардный портрет, лицо на котором спрятано под масками из дерева, ягод или овощей.

— Чёрно-белые фотографии так тесно сцепились с цветными, что некоторые пары невозможно разорвать. Хотя связь между ними возникла случайно, на даче в Котласе. Я копал корнеплоды и вдруг подумал: «Надо сделать маски!», — рассказывает художник.

Отдельного внимания заслуживает фототекстильная инсталляция Самолёта под названием «Гора». Снимки, сделанные в путешествии по горному массиву Урала, отпечатаны на тонкой прозрачной ткани, развешанной друг за другом. Эффект получается воистину многослойный.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.