В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
А что вы делаете сегодня ночью?

А что вы делаете сегодня ночью?

21.05.2016 09:49Мария АТРОЩЕНКО
Накануне «Ночи музеев» журналисты ИА «Регион 29» проложили свой музейный маршрут и заглянули за сцену грядущего представления.

Музейный маршрут ИА «Регион 29»

В полном размере музейный маршрут ИА «Регион 29» можно увидеть здесь, а программу «Ночи музеев» — здесь.

Одним из первых к «Ночи музеев» начал готовиться уличный художник Артём Хазанов. К созданию граффити по мотивам картины Юрия Пименова «Задумавшаяся девушка» в галерее музея изобразительных искусств он приступил в среду.

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Уже вечером того же дня на стене музея появились очертания и самой задумавшейся, и проезжающего мимо трамвая, и спешащих по своим делам людей. 

Напомним, стрит-арты на стенах музея ИЗО появляются не первый год в рамках проекта «Под впечатлением». В этом году решено было превратить в граффити картину из собрания музея. «Задумавшуюся девушку» выбрали путём голосование Вконтакте.

Этой особенной ночью в музее ИЗО открывается целый ряд новых и неожиданных выставок. Соответственно, в дни, предшествующие большому событию, работа там кипела.

Сотрудники музея сами признают: иногда монтаж выставки интереснее, чем само открытие.

Фото Артёма КелареваФото Марии Атрощенко

Нарисуй мне кино, художник!

Одна из выставок, которая откроется в музее ИЗО этой ночью, называется «Профессия: художник кино». 

Как рассказала куратор выставки со стороны музея Наталья Козлова, инициатором ее стала уроженка Архангельска — выпускница кафедры мастерства художников телевидения и кино Санкт-Петербургского института культуры и искусств Анастасия Кожина. Именно она предложила привезти в Архангельск дипломные работы своих сокурсников и мастеров, которые с ними работали — художников-постановщиков Владимира Светозарова, Марины Николаевой и Петра Татарникова.

Фото Артёма КелареваФото Марии Атрощенко

— На выставке представлены дипломные работы выпускников, — пояснила Наталья Козлова. — В фильмах они не воплотились. К сожалению, те работы, которые мастера сейчас делают, не могут быть представлены, потому что они защищены авторским правом до выхода фильма.

На выставке представлены «кадры» к фильмам по произведениям братьев Стругацких, по «Капитанской дочке» Пушкина, по «Заповеднику» Довлатова, по «Замку» Франца Кафки и «Маленьким дикарям» Сетона-Томпсона. На выставке экспонируются и прозведения мастеров: например, эскизы народного художника России, члена Союза кинематографистов, лауреата «Ники» и «Тэффи» Владимира Светозарова к «Мастеру и Маргарите» Владимира Бортко.

— Художник-постановщик работает очень широко: он не только создает атмосферу и настроение фильма, но и потом вычерчивает чертежи для павильона, для натурных съемок, — сказала Наталья Козлова. — По его работам специалисты отбирают реквизит, который должен быть в кадре, от его эскизов отталкиваются художники по костюмам. При этом, замысел с режиссёром тоже обговаривается. Например, вот интересный ход на работах к «Мёртвым душам»: провинциальный зной, жара, и такой независимый, непредвзятый взгляд пролетающей мимо мухи. 

И даже развеска картин на выставке авторская — очень плотная, шпалерная. Художники предоставили схемы, как это должно выглядеть. Одна из художников-постановщиц, наоборот, попросила, чтобы её работы развесили облаком.

Фото Артёма КелареваФото Марии Атрощенко

В открытии выставки гостей музея ждет небольшой перформанс от студенческого экспериментального театра «фТапках». Три актрисы театра с помощью пантомимы изобразят троих икон кинематографа — Надя Зайцева — Чарли Чаплина, Таня Первухина — Мэрилин Монро и Лера Пуминова — Наталью Варлей, а именно — Нину из «Кавказской пленницы».

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Но самое смешное, что в разгар представления девушки случайно меняются сценариями. И уже Надя играет на укулеле, как знаменитая блондинка, Лера уморительно шевелит несуществующими усами и ходит пингвиньей походкой, а Таня укатывается в спальном мешке.

Фото Артёма Келарева

Фото Артёма Келарева

Икона как хроника

Этой ночью на площади Ленина откроется не одна художественная выставка. В отделе древнерусского искусства музея премьера своя — экспозиция «Северные святые. Пейзажи на иконах». 

Откуда вдруг пейзажи на иконах, и чем они ценны, нам рассказала куратор выставки, заведующий отделом древнерусского искусства Татьяна Кольцова.

— Многие наши северные святые связаны с пейзажем — прямо или косвенно. Впервые такая мысль меня посетила много лет назад, когда к нам в музей пришли несколько специалистов по реконструкции кораблей. Они спросили, нельзя ли на наших иконах найти какие-нибудь изображения старых кораблей. Стали искать. И оказалось, что мы обладаем одной из очень интересных коллекций. Думали, что изображения корабля будут, если не придуманными, то скопированными с каких-то гравюр… Но выяснилось, что корабли на наших иконах есть. Другие пейзажи тоже вполне реальные. И это очень важно: вступает другой пласт нашего наследия, — не только духовный, но и исторический. Мы с вами на иконах видим исторический облик нашего края.

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Изображения северных храмов и монастырей на иконах становится своего рода образцом для художников-реставраторов, наглядным примером того, как должно быть.

— Архитекторы приходят к нам и говорят: «Эта икона — изобразительный источник по истории Соловецкого монастыря! Дайте нам, пожалуйста, нам надо реконструировать Спасо-Преображенский собор». 

Косплей на передвижников

Если музей ИЗО этой ночью откроет несколько экспериментальных выставок, то Усадебный дом Екатерины Плотниковой сделает ставку на живое, одушевлённое искусство: интерактивные представления, мини-перформансы и литературные чтения. Например, в экспозиции «Русское искусство» встретятся друзья-футуристы Давид Бурлюк и Владимир Маяковский.

— Это будет представление студентов Архангельского колледжа культуры и искусства, — сказала заведующий сектором музея Людмила Паршина. — Дело в том, что у нас в экспозиции есть работы Бурлюка, и нашим гостям нужно будет угадать их.

Другой художественный интерактив так и и называется — «Живые картины». Собственно, из названия все понятно: этой будет своего рода косплей героев произведений русского искусства.

Участники акции постараются детально повторить одежду, позы, жесты изображенных. Варька Карла Лемоха так и будет сидеть с куклой на коленях. Оживет, например, и картина «Талант и поклонник» Николая Богданова-Бельского, на которой дедушка хватается за голову, слушая игру мальчика на скрипке. Скрипка будет тоже. 

Причем, оживлять картины будут не профессиональные актёры, а люди, многие из которых были выбраны случайно: кто-то из-за внешнего сходства, кто-то сам вызвался.

Оживлять в доме Плотниковой будут не только произведения живописи, но и литературы. В рамках проекта «По ролям» известные люди Архангельска будут читать сатирический рассказ Достоевского «Крокодил».Читать будут добровольцы из архангельского драмтеатра — заместитель директора Сергей Самодов и актер Игорь Викулов, — и из молодёжного театра —актёры Ольга Халченко и Евгений Новосёлов, — а также шоумен Андрей Коноплёв. 

Шар в квадрате

Одна из главных премьер ночи в Гостиных дворах — проект супругов: режиссёра Платона Инфанте-Арана и художницы Дарьи Коноваловой-Инфанте «Сфера».

Проект родился в 2013 году, и экспонировался в Московском планетарии. За пределы столицы выставка выехала впервые.

— Этот проект возник у нас экспромтом, — рассказал Платон. — Мы, не сговариваясь, начали эту форму анализировать в своем творчестве. На выставке будут представлены инсталляции моей супруги Дарьи на тему шара и его жизни в пространстве. Я представляю видео-инсталляцию опять же на тему сферы, которая иллюзорно существует на виртуальной плоскости. Теоретически секрет прост: на форму шара мы проецируем изображение шара. Таким образом, получается как бы шар… в квадрате.

Инсталляция Дарьи состоит из керамических полусфер, которые художница сделала сама, и их теней. 

— Получается взаимодействие сфер между собой и со светом. Появляются иллюзорные тени, которые не зависят от источника света. Они нарисованы, и вне зависимости, откуда светит свет, тень будет в одном направлении, — пояснила Дарья. — Получается такая игра с геометрическими формами, но в нарушение законов физики. Искусство ведь всегда пытается поспорить с наукой: мол, не всё так однозначно, не всё так правильно.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.