Житель Коряжмы доверился аферистам и потерял 2,4 миллиона рублей
Общество
Как избежать школьных конфликтов? Мнение эксперта

Как избежать школьных конфликтов? Мнение эксперта

18.05.2016 13:08Наталья ПАРАХНЕВИЧ
Комментарий ИА «Регион 29» дала психолог-консультант регионального кризисного центра «Надежда» Ольга Бобрецова.

Мы уже сообщали о резком росте числа обращений детей, вызванных непониманием со стороны одноклассников и учителей. Чем вызван этот «взрыв» жалоб и как предупредить возникновение конфликтной ситуации, рассказывает психолог-консультант регионального кризисного центра «Надежда» Ольга Бобрецова. 

— К сожалению, проблема школьных конфликтов стала настолько актуальной, что уже приобретает  масштаб эпидемии, — считает она. — Происходит это, в первую очередь, из-за того, что цели и ожидания родителей, детей, педагогов часто не совпадают. Участникам образовательного процесса не хватает  главного — умения договориться о единстве требований и правил «игры».

Учить и воспитывать

— Может, проблема ещё и  в том, что далеко не все педагоги готовы работать с детскими конфликтами?

—  И это тоже. Многие, действительно, не владеют навыками разрешения конфликтных ситуаций, навыками общения с родителями учеников. Возможно, поэтому школьные конфликты часто замалчиваются, не выходят за стены учебного заведения.

— Учитель молчит? 

 — Не вмешивается. Такой позиции, кстати, придерживаются  и многие родители, считая, что в школьных проблемах ребёнок должен разбираться сам. Но это — ошибочная и даже опасная позиция. Дети никогда сами не разберутся. А мамины уговоры: «Потерпи, привыкнешь» — ни к чему хорошему не приведут. Сколько терпеть? Пружина не может сжиматься бесконечно. В определенный момент конфликт просто выйдет из-под контроля, проявляясь в боле жёсткой форме.

К сожалению, возникают конфликты и другого рода — между педагогом и ребёнком. И, если судить по обращениям в наш центр, возникают всё чаще. Известная  фраза: «Задача учителя  — передать знания. Задача ученика — знаниями овладеть». Но правило сработает только в комплексе. По отдельности — это не вариант.

Важно увидеть причинно-следственную связь между тем, что происходит в  классном коллективе, семье ребёнка и его поведением, настроем на обучение. Но, если не учитывается ни индивидуальный темперамент ученика, ни  жизненный контекст… Дети — это ведь не роботы. Если ребёнок изо дня в день не видит поддержки, то и в класс приходит заряженный негативными эмоциями, появляется агрессия по отношению к одноклассникам, к учителю. Вот только причину поведения — её редко пытаются увидеть. Хотя именно учитель должен первым обратить внимание на это. Основы успешного воспитания и складываются ведь из того, насколько мы чутки к переживаниям детей.

—  Ну, может, учителю просто некогда проявлять особую чуткость, некогда воспитывать.  У него свои нагрузки, планы, отчёты… Тем более, что воспитательную функцию даже исключили из закона об образовании.

— Нет, уже включили обратно! В последней версии закона она вновь появилась. Другое дело, как относиться к воспитательной работе. Можно написать массу перечней, провести подряд десять бесед о вреде курения, но если детям неинтересно — эффект будет нулевой. Куда важнее спросить детей, тех же пятиклассников, а о чём они хотели бы поговорить на ближайшем классном часе?

Но, к сожалению, бывает так, что педагогу чужое мнение просто неинтересно. И даже точка зрения родителей порой не воспринимается. Наоборот, можно услышать: «Почему вы так своего ребёнка защищаете?» Но, если не родитель, то кто ребёнка защитит? Да и ситуация меняется. Родители сейчас выступают заказчиками образовательных услуг. И раз они платят подоходный налог, из которого складывается оплата труда педагогов, то имеют право спросить, насколько комфортно ребёнку в школе.

Научить миру 

— Службы примирения, которые в последнее время создаются при школах, на ваш взгляд, работают эффективно?

— Действительно, довольно большое количество педагогов пару лет назад прошли обучение на курсах, семинарах по медиации (технологии примирения). Более того, законодательно  даже закреплено, что к 2017 году в каждой школе России должна появиться служба примирения.  Но…

—  Опять возникает конфликт интересов? 

—  Да, поскольку, медиаторами выступают сами педагоги. Это — общественная должность, которая никак не поощряется. Ни материально, ни морально. Если педагогу или психологу вменяют в обязанности быть медиатором, то поддержка  коллег часто отсутствует. Ведь в процессе примирения задействованы и другие педагоги школы. Медиатор попадает в «ножницы». Есть администрация школы, есть родители, а есть педагогический коллектив. Нужно договориться со всеми. А это непросто.

— В идеале медиатор, наверное, должен быть независимым экспертом? Не сотрудником школы. 

— В идеале. Но, насколько я владею информацией, таких случаев нет. Хотя найти независимого медиатора, например, в Архангельске всё-таки можно. Главное, не упустить время. Принцип раннего вмешательства, когда конфликт ещё в самом начале, никто не отменял. Для оказания психологической поддержки в нашем центре существует также телефон доверия — 8 (8182) 69 50 00. Консультацию специалиста-психолога можно получить с 10:00 до 18:00.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.