Общество
«Выборы» состоялись. Без катарсиса
1/3

«Выборы» состоялись. Без катарсиса

10.05.2016 16:49Николай КАРНЕЕВИЧ
6 мая студенческий театр «Балаганчик» представил новый спектакль по пьесе архангельского журналиста, поэта и писателя Валерия Чубара.

Премьеру заявили в формате открытой репетиции с присутствием автора. Так всё и прошло: время от времени звучали подсказки суфлёра, актёры немного путались, сразу после представления автор пьесы и режиссёр театра Андрей Петров поделились с публикой своим мнением. В целом пьесу в двух частях, точнее, в двух «выборах» — «За туманом» и «Кое-что в нагрузку» — сыграли очень неплохо для любительского студенческого театра. Особенно учитывая то обстоятельство, что репетировали меньше месяца.

Реакция зрителей была доброжелательной, смотрели с вниманием и интересом, часто смеялись. Впрочем, частично это объяснимо, ведь артисты и зрители — из одной «тусовки», а некоторым самодеятельным актёрам из зала откровенно симпатизировали. Ну, и сам спектакль вместо обещанных «полтора часа без перерыва» сыграли заметно быстрее.

Фото Николая Карнеевича
Фото Николая Карнеевича

Театр или публицистика?

Спектакль «Выборы», близкий по жанру к театру абсурда, рассказывает две истории: странные то ли проводы, то ли прибытие молодого педагога из города в деревню, к месту работы и не менее загадочный сюжет в мебельном салоне, где супружеской паре предлагают «в нагрузку» к гарнитуру взять либо дьявола, либо Христа.

Милиционер в полной форме, но без ботинок, бизнесмен — в лаковых туфлях, но голышом. Сатана, насвистывающий шлягер Стаса Михайлова. Юноша, зубрящий Шекспира в мебельном салоне. Имена действующих лиц: Хороший, Хысь, Абсент, Чужая1, Чужая2. В пьесе много интригующих, эпатирующих образов, но публицист берёт верх над драматургом, позже и сам Валерий Чубар заметит: «в спектакле для меня важнее текст». Но и в тексте — много игры словами, как таковыми. Как пример — диалог мужа и жены в мебельном салоне, во второй части спектакля:

— Ты согласен со мной, дорогой?

— Дорогая!

— Ты согласен?

— Дорогая!

— Ты хочешь мне что-то сказать?

— Дорогая вещь!

— Хорошая вещь и должна быть дорогой, дорогой.

— Да, но не настолько дорогой, дорогая!

Да, внимание автора к тексту повышенное, хотя игра слов в рефрене фразы «столик — к окну» в финале того же диалога заставляет пожелать лучшего отношения к тексту в плане авторской цензуры. А в общем в двусоставной пьесе мало драматургии: очень выпукло показана действительность, герои ставят перед публикой серьёзные нравственные вопросы, и на этом всё — ни кульминации, ни развязки, ни катарсиса.

Фото Николая Карнеевича
Фото Николая Карнеевича

Хотелось андеграунда

Автор, Валерий Чубар:

«За два прошедших дня, а я и раньше приходил на репетиции, спектакль стало просто не узнать! Всё родилось уже, практически готовый спектакль, за некоторыми заминками минимальными.

Выборы! Всегда — выборы: полицейский или бизнесмен, государство или бизнес, Христос или дьявол. Это — не те выборы, к которым мы привыкли, кидая бумажку в урну, это — настоящие выборы. Когда пьеску прочли в союзе писателей, сказали: «Ну, что уж так сразу! Пусть будут чёрт и ангел». Нет, именно так, именно этот выбор мы делаем между злом и добром, по максимуму.

Что касается пьесы — она была написана быстро, хотя и прозу, и стихи я пишу тяжело. Вторая часть, «Кое-что в нагрузку» — это был рассказ, написанный ещё в 80-е годы. Когда я его переделал в пьесу, он сильно изменился, но основной ход остался. Первая часть, «За туманом», появилась, отчасти из желания спровоцировать молодёжь. Может, и есть у нас в Архангельске деятельный андеграунд, но я его не знаю, не вижу. (В зале смех: роль Абсента в спектакле сыграл Юрий Рюмин, лидер известной в городе пост-панк группы «Кафе Ван Гог»). Мне хотелось дать такого дружеского пендаля и сказать: ребята, может, займёмся уже андеграундом? И на себе хотелось пошелушить наросшую с годами «взрослую» коросту.

Почему я отдал в студенческий театр? Это молодая вещь, которая так и была задумана. Пусть нет игры, как сделали бы в профессиональном авангардистском театре. Студенческий, простой и бесшабашный вариант меня вполне устраивает.

Фото Николая Карнеевича
Фото Николая Карнеевича

Пишите ещё

Режиссёр Андрей Петров:

«Большое спасибо за этот новый опыт, когда автор приходил на «сырые» репетиции. Валерий, кстати, сказал, отдавая нам текст: ни один нормальный театр у меня это не возьмёт (смех в зале). Я это принял, как комплимент. Вам кажется дико, что мы за полтора дня до премьеры не знаем текст, а для нас — нормально (смех и аплодисменты). Это нормально для студенческого театра: месяц работы — и премьера.

Не представляю для этого спектакля другого жанра, кроме открытой репетиции. Может быть, так он всегда и будет играться. Хотя сейчас сложно сказать, будет ли он сыгран хотя бы ещё раз: ведь актёры — студенты, и всё сильно зависит от учебного процесса. Может, это было первое и последнее представление. Ведь был у нас год назад спектакль «Вечно живые», когда мы выложили всю душу и сердце, и знали, что играем первый и последний раз».

В итоге режиссёр и автор, к радостному согласию аудитории, сошлись во мнении, что нужно чаще писать и ставить на сцене «Балаганчика» новые пьесы.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.