В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/6
Общество
Наследие Свято-Троицкого кафедрального собора представят сегодня в Гостиных дворах

Наследие Свято-Троицкого кафедрального собора представят сегодня в Гостиных дворах

28.04.2016 16:11Елена ИСАЕВА
Экспозиция продолжает цикл выставок в рамках проекта краеведческого музея «Сокровищница Архангельского Севера».

О подробностях уникальной выставки мы расспросили научного сотрудника отдела историко-культурного наследия музея Анну Кузнецову.

— Мы работали в фондах музея и постарались найти предметы, которые хранились в кафедральном соборе Архангельска. Нам это удалось: детали иконостаса, корона, капитель — эти предметы ранее не ассоциировались с Троицким собором, — рассказала она. — Дело в том, что музею в своё время передавалось намного больше предметов из собора, но в 30-е годы прошлого века многие из них изъяли и передали в центральные музеи страны. Изъятия из Троицкого собора начались в 1920 году, тогда была проведена первая опись ризницы. А в 1922-м советская власть начала реквизировать церковные ценности под предлогом борьбы с массовом голодом в Поволжье. И тогда только за апрель по документам было изъято пять килограммов церковного лома, но мы можем только предположить, что это был за «лом». 

Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева

— Печальная история собора известна. А были ли попытки его спасти?

— Пытались отстаивать. Главнаука — орган, который ведал музейными и культурными делами, и был в составе Академического центра Народного комиссариата просвещения —  признала у нас 14 храмов, в том числе и собор, памятниками архитектуры. Научные сотрудники в Москве апеллировали к тому факту, что это образец архитектуры XVIII века. Его пытались отстаивать и здесь, в Архангельске. Например, ратовал за сохранение Иустин Сибирцев, известный краевед, директор древлехранилища и сын настоятеля Троицкого собора. Для Сибирцева утрата храма была личной трагедией. Сотрудники Северного краевого музея предлагали использовать собор как помещение для хранения и экспозиции древнерусского искусства, и это была отличная возможность «сказом и показом» рассказать новому поколению о культуре и истории. Но власти просьбы специалистов оставили без ответа, и в октябре 1928 года Архангельский губернский исполком посчитал, что на месте собора нужно строить Дом культуры. И чтобы подготовить горожан к неизбежному, в конце 1928 года была развернута пропаганда: «Собор своё отжил, купола намозолили глаза, надо очистить Октябрьскую площадь!» и так далее. Даже объявили сбор средств на строительство Дома культуры — в общем, постепенно народ привык к мысли, что собор снесут. И в апреле 1929 года началась разборка храма.

— Есть известная фотография Бориса Оттлие, на которой как раз видно, как снимают последний купол.

— Это фотография поломала жизнь фотографу… Главнаукой было дано задание запечатлеть интерьер и всё то ценное, что можно было забрать из собора и передать в музей. И Борис Фёдорович занялся этим. Часть его фотографий можно увидеть в экспозиции. И он же заснял 26 апреля 1929 года снос последнего купола. Купол как бы замер на барабане, а через мгновения  рухнул на землю. Вот эта фотография попала в руки ГПУ. Оттлие арестовали, обвинив в клевете на советскую власть. Ему дали пять лет. Он вернулся, но в 1938 году был арестован снова, уже за шпионаж, и его расстреляли. Вот такая была плата за последний снимок собора — уходящий памятник эпохи.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.