В Приморском округе погиб 46-летний охотник
1/8
Общество
Как «Левиафан», но веселее: «КиноСкрепы» в Архангельске

Как «Левиафан», но веселее: «КиноСкрепы» в Архангельске

18.04.2016 14:56Мария АТРОЩЕНКО
На кинофестивале в Архангельске организаторов было больше, чем зрителей.

Всероссийский фестиваль молодых кинематографистов «Киноскрепы» прошёл в областном Доме молодёжи 17 апреля. Напомним, помимо нашего города в нем приняли участие Барнаул, Калининград, Владикавказ и Владивосток. Завершится фестиваль в Москве.

Отметим также, что архангельские молодые кинематографисты на фестиваль не заявились. Хотя ещё не поздно: последний день приёма заявок — 20 апреля.

Не так мрачна глубинка

В этом году фестиваль проходит впервые не только в Архангельске, но и в России вообще. От организаторов на конкурсный показ в наш город приехал представитель Федерального агентства по делам молодёжи Александр Фортуна. Мы не могли не спросить его о столь говорящем названии фестиваля.

— Все-таки «КиноСкрепы» звучит немного одиозно…

— …и скандально. Хотя лично я в нём ничего не вижу скандального. Эта идея пришла к организаторам после просмотра фильма «Левиафан», где глубинка показана очень мрачно. Они считают, что это не так. В каждом регионе есть свои особенности, своя жизнь, свой позитив. Решили это отразить в названии.

По словам соорганизатора мероприятия, Архангельск вошёл в фестивальную географию проекта, как самая северная точка России.

— Думаю, этот фестиваль не разовый и будет иметь продолжение, — сказал Александр Фортуна.

Несмотря на явную патриотическую направленность, которую задает название фестиваля, прошёл он по голливудским стандартам. Правда, с меньшим размахом и гораздо менее многолюдно. Добрую половину участников фестиваля составляли волонтёры в красных форменных куртках Дома молодёжи. Культурная программа была выдержана в прозападных традициях: с безлимитным поп-корном и фотосессиями с двумя живыми Оскарами, скандировавшими: «Ди-ка-при-о!!!».

Место чуду

В рамках конкурсной программы в Архангельске показали всего два фильма, хотя на самом деле их много, много больше.

Первому фильму — «Правда Саманты Смит» москвички Екатерины Диденко, — основанному на реальной истории американской девочки, написавшей письмо генсеку Андропову, свойственна некоторая плакатность. Советский лидер в ней — добрый дедушка, а американские ФБР-овцы — недалёкие парни в больших тёмных очках.

— Узнай, наконец, что это за вареники, — говорит один другому, выспросив у Саманты несколько русских слов, которые она выучила.

— А если узнаю, приготовить?

Если первый фильм — это сказка историческая, пусть и с несчастливым концом, — то второй фильм, «Собачий день» Романа Отырба, — это сказка о теории бумеранга добра, замаскированная под суровую беспросветную социальную драму.

Главный герой — типичный интеллигент после двадцати, временно безработный в поисках лучшей жизни, вынужденный просить денег у вредной тёщи и от этого страдающий.

По пути на собеседование на работу мечты он подбирает раненую собаку. Разумеется опаздывает. И в момент абсолютного отчаяния на помощь герою приходит простое житейское чудо, о котором в глубине души мечтает каждый русский человек.

«В любом фильме главное — несправедливость»

Специальным гостем фестиваля, имя которого так долго оставалось загадкой, стал ещё один представитель организаторов мероприятия — режиссёр и продюсер, председатель правления Молодёжного центра Союза кинематографистов РФ Филипп Абрютин.

Он не то, чтобы провёл для участников фестиваля мастер-класс, а, скорее, прочитал научно-популярную лекцию о том, что должно быть в любом зрительском кино.

По словам Абрютина, сценарий любого фильма строится по той же модели, что и сказка «Гуси-лебеди». Эта схема предполагает испытания, которые персонаж героически преодолевает с помощью героев-менторов.

— В любом фильме главное — несправедливость, — сказал эксперт. — Самое главное — это ощущение собственной неполноценности у главного героя, его изгойство или ущербность.

Это, привёл пример Абрютин, роднит Люка Скайуокера с Питером Паркером и Джейком Салли из «Аватара».

Эта схема работает всегда и везде, подчеркнул Филипп Абрютин. Правда, зачастую в массовом, а не в фестивальном кино. Причём подогнать под неё можно не только голливудское, но и советское кино — ту же «Бриллиантовую руку».

Разговор получился познавательным и, наверное, даже полезным, однако опять-таки, вопреки ожиданиям, каким-то непатриотичным.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.