90 лет назад в Белом море была совершена первая в истории посадка самолёта на плавучий лёд. Стартовали разведчики тюленьих лежбищ из Архангельска, причём и экипаж под командованием Михаила Бабушкина, и самолёт в разобранном виде прибыли в город поездом.

После сборки крылатой машины были проведены пробные полёты, и началась разведка. Работа была чрезвычайно трудной и опасной. У лётчиков не было ни радио, ни пеленгаторов, ни спасательных средств. Вылетали в хорошую погоду, возвращались в тумане. Любой непредвиденный случай мог обернуться трагедией. Тем не менее, полёты проводились регулярно, поскольку без помощи авиаторов зверобойные суда напрасно жгли уголь и теряли драгоценное время в безуспешных поисках лежбищ тюленей.

И это — лишь одна из страниц истории, которую бережно хранят в архангельском музее авиации Севера

Рождённый летать

Музей, расположенный в Талагах, был создан несколько десятков лет стараниями ветерана Великой Отечественной войны Гавриила Личкова. Тогда музей имел статус «народного». Помогали формировать экспозицию (ещё в 1979 году) сотрудники областного краеведческого музея, помещение оформляли известные художники.

Сегодня в фондах музея более 20 тысяч экспонатов, многие можно увидеть на стендах и витринах. Собрана уникальная коллекция моделей авиационной техники, бережно сохраняются личные вещи известных пилотов, документы, боевые и трудовые награды летчиков. Здесь можно увидеть пропеллер самолета У-2 — знаменитого «тихохода» и части боевых крылатых машин, приборные панели и лётную форму. Но самое интересное — несколько списанных с лётной работы самолётов. Они располагаются на территории аэродрома, но в них можно побывать — правда, по предварительной записи.

Но самый удивительный из «технических» экспонатов — это, конечно, реплика самолёта «Блерио-11» в полномасштабном размере. Он собран по чертежам именно таким, какими были самолёты начала ХХ века.

«Дедушку» воссоздали в 2011 году к столетию первого полёта северной авиации. Тогда о полётах сообщали городские газеты, на первых полосах публикуя рекламу: «Сегодня, 27 июля, между 7 и 9 часами вечера полёты А. А. Васильева. Билеты, взятые на 24 число, действительны».

Новая страница истории

Авиация на Севере развивалась. Первая мировая, гражданская, интервенция, время рекордов по дальности, скорости и высоте, Великая Отечественная, послевоенное строительство, развитие космонавтики и современное состояние… История в лицах и документах — таково содержание выставок.

Сегодня экспозиция размещается в здании бывшего тренажёрного центра. Но, как говорит директор музея Николай Кононов, скоро сменит место дислокации. Это подтверждает и руководство аэропорта.

— Сейчас мы готовим помещение, чтобы переселить музей поближе к пассажирам, на площадь перед аэропортом. Тогда гости и архангелогородцы смогут во время ожидания рейса посетить музей. Более того, мы вынесем на совет директоров вопрос о том, чтобы забрать музей себе — сделать его нашим структурным подразделением, — отмечает заместитель генерального директора по производству ОАО «Аэропорт Архангельск» Вероника Крижевска. — Музей авиации Севера — это один из лучших отраслевых музеев на Северо-Западе, поэтому терять его было бы неправильно.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.