Оксана Воскресенская назначена начальником регионального управления Минюста РФ
1/9
Общество
Нотр-Дам по-студенчески: с огоньком и со смыслом

Нотр-Дам по-студенчески: с огоньком и со смыслом

19.03.2016 15:55Мария АТРОЩЕНКО
Спектакль «Тайна собора» архангельских студотрядовцев, конечно, любительский, и это чувствуется. Но, если дашь ему шанс, он не разочарует.

Инсценировку по роману Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» педагогический отряд САФУ «Опора» представил на суд зрителей 18 марта. Напомним, для студотрядовцев-театралов это уже третья постановка.

На входе в актовый зал главного корпуса САФУ зрителей встречают парижские цыгане. Даже погадать по руке предлагают.


— Кого вы играете? — спрашиваю у парня в красной рубахе и жилете.


— А на кого я похож? — вопросом на вопрос отвечает тот.


— Может, на Гренгуара? — рискую предположить.


— Что-то попроще: человек без имени и без слов. Я сейчас цыган. Хотите, погадаю?


— Ну, давайте…


— Вы пришли сегодня в актовый зал САФУ, — вещает молодой человек, всматриваясь в линии на моей ладони, — берёте у меня интервью, и наверняка досмотрите до конца весь спектакль.


Вот такие находчивые в труппе «Опоры» артисты массовки. На самом деле, Андрей Никишечкин, конечно, не цыган и не парижский бродяга, а студент-культуролог четвертого курса. В спектакле он танцует и поёт.


— Так вы же вроде не поёте в спектакле.


— Не поём. Но для себя-то можно…


А девушки из женского кордебалета отличились умелыми ручками. Свои костюмы цыганок они сшили сами.

Скромное обаяние любительского театра

В зрительном зале меж тем — аншлаг. Сразу захотелось понять причину такого ажиотажа вокруг студенческого спектакля. Оказалось, причины есть.


Спектакль любительский, скажем честно. Поют ребята, как говорится, под «фанеру» из знаменитого мюзикла «Собор парижской богоматери». В качестве реплик используют стихотворные строки из той же эстрадной оперетты.


Но если с самого начала отнестись к спектаклю снисходительно и закрыть глаза на трогательные огрехи, — например, как Гренгуар едва не спотыкается о сидящую на сцене цыганку, — он способен приятно удивить.


Центральная идея инсценировки выражена предельно ясно, концептуально и последовательно. Режиссёр и сценарист спектакля Светлана Лещенко ввела в его образную структуру персонажей-маркеров, которые и доводят эту идею до зрителя. Эти персонажи — белые и красные ангелы. Белые, как водится, изображают любовь и нежность, а красные — страсти, толкающие людей на безумства.


В этом-то вечном противоборстве белого ангела с красным вся «Тайна собора» и состоит.


Проводники идеи помогают разделить персонажей постановки на два лагеря. В белой команде, естественно, оказываются Квазимодо и Эсмеральда, а в красной — Феб де Шатопер и Клод Фролло.


Молодые актёры на сцене смотрятся достаточно органично. Причём не в стихотворных монологах, которые они порой заученно произносят, как первоклассники — «Буря мглою небо кроет», а в каких-то неуловимых жестах, эмоциях, в которых чувствуется неподдельная искренность. Особенно веришь Квазимодо — Евгению Федотову, — и Эсмеральде — Татьяне Антоновой. У Квазимодо, кстати, самый продуманный образ из всех: и рубище, и лохмотья, и горб, и даже обезображивающий грим.


Ещё одна любопытная «фишка» постановки — это её интерактивность. Цыгане-бродяги носятся меж рядов, одна из цыганок присаживается к зрителю на подлокотник кресла: позолоти ручку, мол, мил человек. Их главарь Клопен ходит по залу с протянутой шляпой. А одна из артисток массовки в сцене в «Приюте любви» вообще хватает случайного (случайного же?) зрителя за руку и уволакивает за сцену. А Феб, мучимый проблемой выбора между двумя женщинами, чуть ли не плачется в жилетку одной из зрительниц.


Провожали студентов-артистов со сцены, «как взрослых», — долгими овациями и цветами.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.