В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
ЖКХ
Взносы за капремонт: спасение или повод для раздора?

Взносы за капремонт: спасение или повод для раздора?

14.03.2016 16:03Виталий АЙНУРОВ
Заявление депутатов Госдумы о несоответствии платежей основному закону страны рассматривает Конституционный суд РФ.

Напомним, парламентарии подвергли острой критике принцип взимания с населения денежных средств на содержание общедомового имущества и потребовали прекратить столь непопулярные в народной среде поборы.

Особо острым вопросом во всем этом деле являются положения статьи 179 Жилищного кодекса России, допускающие использование средств собственников жилья на финансирование ремонта в других многоквартирных домах. Также думцы упирают на отсутствие возможности обеспечить судебную защиту в случае нецелевого использования собранных денег.


Процесс судебного обсуждения едва стартовал, поэтому какие-либо прогнозы относительно его развития строить преждевременно. Однако имеет смысл поглубже изучить ситуацию со скандальными взносами, слишком уж она неоднозначна и противоречива.

Не право, а обязанность

Началось всё в 2012 году, когда в жилищное законодательство страны были внесены изменения, обязавшие владельцев квартир перечислять средства либо на специальный счёт «родного» дома, либо в так называемый «общий котёл» — региональному оператору. До ноября 2014 года люди на собраниях вправе были выбирать, кому из них доверить свои кровные. После указанной даты спецсчёт можно выбрать только через два года.


Отказаться же от уплаты взносов невозможно — она обозначена не как право, а как обязанность. Короче говоря, нас поставили перед фактом необходимости ежемесячного внесения платежей на поддержание многоквартирных жилых строений в должном виде. Иначе — получай пеню. Таким образом, при помощи «капремонтной» программы, разработанной на три десятка лет вперёд (аж до 2045 года), российское Правительство задалось целью решить проблему аварийного жилфонда.


Жилищный кодекс РФ определяет следующие ремонтные услуги по «облагораживанию» домовых помещений общего значения.


  • приведение в порядок коммуникаций электроснабжения, водопровода, систем подачи газа и тепла;
  • починка лифтового оборудования;
  • ремонт крыши и подвалов (при условии, конечно, что они имеют статус общедомового имущества);
  • приведение в презентабельный вид фасада дома;
  • ремонт фундамента многоквартирного дома, если таковой потребуется.

Областными законами этот список может быть дополнен в зависимости от состояния конкретного многоквартирного здания. Кстати, определение размера денежного взноса также было решено оставить за регионами. Единое для всех субъектов страны условие заключается в обязательности ежегодного увеличения данной суммы. Плюс в каждой области/республике/крае должна функционировать своя программа капремонта с полным списком домов, подробным описанием ремонтных работ и сроками их исполнения.


Процесс был запущен 1 января 2015 года — именно с этой даты россияне стали получать новые квитанции с соответствующими начислениями.

Первые результаты

Несмотря на бурную критику (о ней — чуть позже) система заработала в установленные сроки. Россияне начали оплачивать новую статью жилищно-коммунальных расходов. То, что сия мера изначально будет непопулярной в народной среде, признавалось на даже на самом верху.


— Конечно, любые новые платежи — это всегда обременение, это не нравится никому, но, с другой стороны, и никому не нравится жить в ветхих и аварийных квартирах, — аргументировал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. — Рано или поздно любой дом нужно ремонтировать. И конечно, в этом смысле вопрос средств будет первостепенным, и это вопрос общей ответственности — и государства, и людей, потому что большинство квартир, которыми наши люди пользуются, находится в их собственности.


Всего за минувший 2015 год по всей нашей необъятной Родине обитатели многоквартирных домов «наскребли по сусеку» почти 97 миллиардов рублей. Доля собираемости составила 76,3 процентов. Согласно данным, озвученным Дмитрием Медведевым со ссылкой на Министерство строительства России, за указанный срок было отремонтировано около 19 тысяч многоквартирных домов общей площадью 77 миллионов квадратных метров. Помимо собранных с населения средств, к финансированию работ привлекались средства федерального, регионального и местных бюджетов. Благодаря этому удалось сделать жилищные условия трёх с половиной миллионов человек более комфортными и безопасными.


Однако, несмотря на столь впечатляющие (опять-таки по официальным сводкам) успехи, есть и не менее впечатляющий минус. Из упомянутых ранее 97 миллиардов освоена была лишь четверть собранной суммы. В Правительстве всячески подчеркивают, что подобное положение вещей недопустимо.


— Все средства должны быть использованы копейка в копейку в тот год, когда они внесены, — заявил заместитель председателя Кабинета Министров РФ Дмитрий Козак.

Критика и неприятие

Как мы уже говорили, с самого начала идея взносов за капремонт подвергалась разгрому со стороны общественности и политической оппозиции. Оппоненты нововведения аргументируют свою позицию тем, что государство не исполнило свои обязанности по проведению капремонта на момент приватизации, а, во-вторых, тем, что средства собственников в одном доме могут быть потрачены на капремонт других зданий. Также остро критиковалось и отсутствие широкой разъяснительной работы среди граждан в виде общественных слушаний, консультаций и обсуждений.


Звучали и более жёсткие оценки. Например, коммунисты, изначально голосовавшие против новой системы, откровенно называли её «полностью противоречащей интересам граждан России и создающей условия для их ограбления». По их мнению, невозможность отслеживания судьбы денег, брошенных в «общий котёл», полное бессилие собственников квартир относительно всего, что связано с оргмоментами будущего капремонта — довольно существенные прорехи в правилах игры. Люди не в состоянии проконтролировать, когда у них в доме начнется капремонт и начнется ли вообще.


— Очерёдность и порядок проведения в домах ремонта, перечень работ и заключение о возможности ремонта дома вообще определять будут не собственники квартир на общем собрании, как того требует Жилищный кодекс, а чиновники. Такая схема, отбирая деньги людей, одновременно лишает их права решать проблемы своего жилища и отстраняет от участия в дальнейших работах. Что в условиях российских реалий является благодатной почвой для разного рода злоупотреблений, — убежден депутат Государственной Думы РФ Виктор Гончаров.


Не сулит ничего хорошего и временная растянутость «капремонтной» программы. Многие жилые строения начнут облагораживаться нескоро — через годы, а может даже и десятилетия. Между тем, денежки надо отстёгивать здесь и сейчас. А ведь инфляцию у нас ещё никто не отменял — десятилетие-другое спустя собранные средства могут обесцениться наполовину. Следовательно, запланированная реконструкция с их помощью уже невозможна.


К тому же многие дома к этому моменту придут в окончательную негодность и их останется лишь снести. Те же строение, которые успели отремонтировать в начале программе, к её концу вновь обветшают. Так что есть все шансы получить жилфонд в том же состоянии, что и сейчас. Тогда спрашивается, для чего все затевалось?


Минувшей осенью группа российских парламентариев обращалась к главе Правительства Дмитрию Медведеву с призывом ввести пятилетний мораторий на взимание капремонтных взносов. Однако ответа не последовало. За премьера депутатам отписался министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, назвавший идею народных избранников «нецелесообразной».


Собственную позицию Медведев обозначил в конце 2015 года:


«Тема капитального ремонта стала предметом спекуляций различных политических сил. В предвыборный год популистских заявлений в этой сфере будет всё больше, но мы не должны позволять нашим оппонентам использовать в своих интересах вопросы, которые чувствительны для большинства людей. Понятно, что давать обещания легко, в том числе и различным политическим партиям, особенно если ты ни за что не отвечаешь, а только на трибуне можешь выступить. Но эти обещания нужно выполнять, причём при уменьшенном бюджете».


В результате думцы пошли жаловаться в Конституционный суд, где сейчас и происходит упомянутая в самом начале статьи битва за капремонт.

Капремонт и Архангельская область

Теперь переходим к самому интересному — ситуации со сборами взносов на поддержание жилищ в нашем регионе. А она не совсем простая. Начнём с арифметики: всего по области насчитывается 14 694 многоквартирных дома, так или иначе нуждающихся в ремонтных работах. В нынешнем году планируется оказать «посильную помощь» 224 зданиям. С помощью нехитрых математических расчётов можно сделать вывод, что если дело и дальше пойдёт в таком же темпе, то для реконструкции всех обозначенных строений при существующих темпах потребуется целых 64 года. Многовато.


С конца 2014 года в Поморье, как и в целом по стране, стартовала комплексная программа капитального ремонта многоквартирных жилых домов. В 2015 году было отремонтировано 117 домов, ещё в 50 работы выполнены частично. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт на текущий год установлен в размере 6,66 рубля с каждого квадратного метра. Сама цифра в силу своей специфичности уже вызывает опасение у части мистически настроенных граждан.


Помимо мистики, раздражение северян подкрепляется вполне объяснимыми обстоятельствами. Многие из нас годами не могут дождаться обещанной реконструкции своих жилищ. Особенно накалены страсти в Архангельске — в городе с огромной долей изношенного жилфонда, где чуть ли не каждый второй дом нуждается в «лечении». А бывает и так, что «лечение» начинается, а потом затягивается или вовсе консервируется. Исправно лишь приходят квитки с начислениями, от которых особого восторга никто не испытывает.


В середине декабря 2015 года в центре города уже прошёл митинг против «несправедливых поборов» и, очевидно это не последнее протестное мероприятие. Политиков, настроенных скептически по отношению к нововведению, в области также хватает.


— Сам по себе капитальный ремонт жилья — это необходимость, тут спорить не будет никто. Но есть ряд вопросов. Первый — как его делать? И второй — за чей счёт? Если ещё несколько лет назад жители городов платили 15 процентов за ремонт общего имущества (85 процентов оплачивало государство в лице фонда реформирования ЖКХ), то теперь чиновники предложили гражданам платить все 100 процентов. Справедливо ли это? Естественно, нет. Не только несправедливо, а еще и незаконно. В федеральном законе «О приватизации жилищного фонда в РФ» до сих пор есть статья 16, которая предполагает капремонт за счёт государства до момента приватизации жилья. Эта норма не исполнена государством до конца. Поэтому здесь позиция одна — однозначно капремонт проводить необходимо. Но не за счёт граждан. А значит, нынешняя система должна быть отменена как не законная», — аргументирует депутат Архангельского областного Собрания Юрий Шаров.


По его словам, в нынешней системе капремонта чётко обозначены два слабых места. Первое — лишь 15 процентов объектов будут отремонтированы до 2038 года, остальные 85 процентов дождутся заветного часа в последнюю пятилетку. А второе — отсутствие системы страхования взносов. Это значит, считает депутат, что никто не гарантирует сохранность денег в течении стольких лет.

Система заработала?

Впрочем, в региональном Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области подобного пессимизма не разделяют и приводят свои контраргументы.


— Не секрет, что на первоначальном этапе жители области скептически отнеслись к нововведению. Но система заработала. В 2016 году запланировано отремонтировать более двухсот объектов на сумму около миллиарда рублей, — сообщает генеральный директор фонда Александр Бараев.


В качестве доказательства того, что «система заработала», приводятся следующие цифры: на начальном старте программы капремонта собираемость взносов составляла 25 процентов. Нынче же уровень сбора платежей вырос более чем вдвое. На 1 февраля 2016 года собираемость взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов по «общему котлу» в Архангельской области составила 65 процентов. Что, однако, ниже общероссийского показателя.


Ещё одна наболевшая проблема коммунального хозяйства Поморья заключается в состоянии домовых лифтов. По сравнению с другими субъектами РФ у нас суперизношенное лифтовое хозяйство — на целых 72 процента, что ставит нас на незавидное первое место по стране.


Но положение дел чиновники от ЖКХ безнадежным не считают и не видят причин для уныния. При формировании краткосрочной программы капремонта в неё в первую очередь попали наиболее «проблемные» дома. Поэтому основу программы капремонта на 2015-2016 годы составили деревянные дома малой этажности. В таких домах лифтов нет, поэтому в краткосрочном плане капитального ремонта многоэтажного жилфонда ремонт лифтового оборудования составил небольшой процент. Комплексная же программа капремонта предполагает проведение работ или замену 909 лифтов в 271 многоквартирном доме. Так что остается ждать.

Социальный аспект

В заключение осталось сказать пару слов о социальной поддержке граждан, по которым дополнительные сборы бьют особенно остро. Ещё в конце 2015 года премьер Медведев установил 50-процентную скидку на капремонтные взносы для инвалидов I и II групп, а также семей с детьми-инвалидами, рекомендовав при этом главам регионов выработать собственные варианты компенсации для пенсионеров.


В Архангельской области по поручению губернатора Игоря Орлова была разработан законопроект, устанавливающий компенсации при уплате взносов на капремонт для жителей региона старше 70 лет.


Согласно ему, меры социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт будут установлены для четырех категорий граждан.

На недавней февральской сессии депутаты Архоблосбрания утвердили губернаторскую инициативу. На реализацию данного закона из областного бюджета планируется выделить почти 26 миллионов рублей. Приём заявлений на компенсацию стартовал 9 марта.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.