В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/5
Общество
Терминалы на МРВ: транспортный узел противоречий

Терминалы на МРВ: транспортный узел противоречий

10.03.2016 16:22Константин ГОРЧАКОВ
Застройщики не согласны с прокуратурой и обещают пассажирам качественно новый уровень обслуживания.

Строительство транспортно-пересадочных терминалов на площади у морского-речного вокзала продолжает оставаться одной из самых острых и обсуждаемых тем в Архангельске. Мнения застройщика, общественности, прокуратуры и экспертов разделились. Каждая сторона чётко аргументирует свою позицию и, кажется, прийти к компромиссу, который устраивал бы всех, невозможно. Это подтвердила специально организованная для СМИ экскурсия по стройплощадке, в ходе которой свою позицию относительно спорного вопроса высказали транспортники.

Как мы уже сообщали, против строительства неоднократно выступали городская прокуратура и главный архитектор области Дмитрий Яскорский, ссылаясь на нарушения в проектной документации и отсутствие в современном законодательстве самого понятия «транспортно-пересадочный терминал». Прокуратура настаивает на необходимости устранения нарушений, а Дмитрий Яскорский и вовсе призвал снести конструкции, по его мнению, уродующие город.


С его позицией согласна часть горожан, считающих, что с эстетической точки зрения терминалы не облагораживают вид города, а скорее ломают его и без того сильно исковерканный железобетонными конструкциями облик.


Другие — в частности, дачники, студенты и преподаватели САФУ поддерживают идею упорядочивания движения общественного транспорта на площади у морского-речного вокзала и хотят видеть цивилизованную инфраструктуру, соответствующую современным требованиям, предъявляемым к автобусным перевозкам. По крайней мере, по словам независимого эксперта, директора компании «Автодорожный консалтинг» Елены Сватковой, проведённые опросы выявили именно такую точку зрения респондентов. Главное для них — комфорт ожидания. Эстетика уходит на второй план.


Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Главное — люди

По словам Елены Сватковой, во многих городах России подобные проекты разрабатываются, обсуждаются с местными властями, общественностью и специалистами. Везде они встречают полярные мнения и некое противодействие, как и в нашем случае, но всегда находятся решения, которые в конечном итоге позитивно сказываются на развитии транспортной инфраструктуры.


— Люди, бизнес, специалисты, власти с большим трудом, но находят общий язык, и главной движущей силой становится любовь к собственному городу, — говорит эксперт. — Конечно, нам нужны современные комфортные условия, особенно для маломобильных групп населения. Скоро достроят собор — это дополнительный приток людей. Ежегодно проводится Маргаритинская ярмарка, люди приезжают из других регионов, им негде выпить чашку чая. Это лицо города, узел, который связывает Архангельск, Новодвинск и Северодвинск. В современной градостроительной терминологии это называется транспортно-коммуникационное пространство. Такого термина нет в законах, это просто современная градостроительная мировая практика.


По словам представителя группы компаний «АПАП-1» Светланы Антушевой, решение о создании именно в этом месте транспортно-пересадочного узла обусловлено серьёзными исследованиями и изучением пассажиропотока. Разговоры о безобразном транспортном обеспечении ведутся давно, поэтому было принято решение начать хоть что-то делать.


— Мы думаем прежде всего о пассажирах, но нельзя забывать о том, что у нас работает большое количество водителей, а они отвечают за безопасность пассажиров, — рассказывает Светлана Антушева. — К ним предъявляется масса претензий, но поставьте себя на их место. У них нет нормальных условий для отдыха. Терминалы позволят соблюсти режим труда и отдыха водителей.


Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Комфортная конечная

По информации представителей застройщика, в обоих терминалах будут предусмотрены залы ожидания, эскалаторы, санузлы, заведения общественного питания, камеры хранения, кассовые зоны и диспетчерские, созданы условия для маломобильных групп населения. Кроме того, во втором терминале, который по проекту больше первого почти в два раза, будут расположены помещения для отдыха водителей и кондукторов, большая комната матери и ребёнка. Словом, конечный пункт более 20 автобусных маршрутов, ежедневно принимающий до 80 тысяч пассажиров, должен обрести цивилизованный вид.


По мнению директора ассоциации НП «Зелёная волна» Маргариты Юдиной, пересадочные комплексы обеспечат не только транспортную, но и экологическую безопасность для жителей города и туристов.


— Я надеюсь, что эти комплексы не только повысят комфортность транспортного обслуживания, но и сделают наш город более привлекательным, — сказала она.


Председатель ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей Попов уверен, что транспортно-пересадочный терминал соответствует всем современным требованиям законодательства и является примером того, как должны выглядеть конечные остановочные пункты в городе.

Удар ниже пояса

По мнению Елены Сватковой, шумиха вокруг строительства терминалов бьёт по престижу региона.


— Было выдано разрешение на строительство, город пригласил инвестора и дал ему гарантии того, что его инвестиции защищены, — говорит она. — Каждый регион борется за привлечение частных инвестиций. Нигде в мире, даже в самых богатых странах, транспортная инфраструктура не создаётся только за счёт бюджетных средств. Если инвестор потеряет свои деньги, мы потом долго-долго с вами будем искать нового, и никто к нам никогда больше не придёт. То, что происходит вокруг строительства, — это удар ниже пояса региону.


Позицию прокуратуры Елена Сваткова считает неконструктивной в связи с тем, что действующие законы давно не соответствуют современным реалиям.


— Закон — это инструмент достижения каких-то целей. Хорошо, разрушим всё, что дальше? Россия вступила в ВТО, это означает, что тысячи законодательных актов должны быть изменены, — считает эксперт. — Наше законодательство отстаёт от потребностей сообщества, от растущего уровня автомобилизации. Мы должны совершенствовать наши законодательные инструменты. Было бы очень хорошо, если бы прокуратура выступала инициатором законодательных изменений, а не просто тупо исполняла букву закона.


Вывод можно сделать один — конфликт интересов не исчерпан. Встреча на стройплощадке, организованная застройщиками, не только не дала ответов на вопросы, но и ещё больше запутала ситуацию.


Пропасть во взглядах по вопросу строительства терминалов на МРВ стала только шире. Одни выступают за цивилизованный транспорт, другие — за эстетический облик, третьи — за соблюдение законодательства. Слушать, а главное, понять друг друга пока никто не готов. Удастся ли найти компромисс, как это происходит, по словам Елены Сватковой, в других регионах, сложно предсказать. Архангельск всегда отличался своими особенностями в принятии важных решений.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.