В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Арктический туризм: моржи и маржа

Арктический туризм: моржи и маржа

09.03.2016 15:45Вадим РЫКУСОВ
Есть ли перспективы у российского и архангельского туризма в Арктике?

Арктика и хозяйственно-экономическая деятельность. Похоже, теперь эта комбинация слов и понятий — не только боль совестливого эколога, но и диссонанс для промышленника. Первый скажет: природная среда в Арктике крайне ранима. Второй вспомнит, что многие арктические нефтегазовые шельфовые проекты свёрнуты на неопределенное время. И будет прав: даже в относительно тучные и благополучные 2011—2012 гг.оды российско-франко-норвежский «Штокман Девелопмент АГ» не принял «инвестиционного решения», означавшего старт амбициозного проекта.


Не будем забывать, конечно, про гордость северодвинцев — уникальную «Приразломную». Но, по большому счёту, пока наше углеводородное «всё» залегает на дне морском и ждёт своего часа, когда сланцевая революция потерпит окончательное поражение. Впрочем, есть виды хоздеятельности более универсальные и, на первый взгляд, не требующие крупных затрат.


О том, что туризм должен стать одной ведущих отраслей региона, говорят давно. С появлением национального парка «Русская Арктика» в области всё чаще заходит речь о необходимости развивать высокоширотный туризм. Арктическая романтика притягательна: белые медведи, лежбища моржей, киты, птичьи базары, северное сияние, стоянки суровых поморов и европейского искателя северного морского пути Виллема Баренца… Список диковинных животных и манящих артефактов обширен, как Приморский район, где, собственно, и находится архангельская часть высокоширотной Арктики.


Разумеется, в текущей экономической ситуации Поморью, да и другим северным регионам России было бы выгодно максимально расширить поток туристов. Особенно иностранных — платежеспособных энтузиастов-путешественников, питающих неподдельный интерес к полярным красотам. Но так ли всё просто на самом деле?

Барьерный риф

Арктика вызывает интерес во всём мире, но есть страны априори привлекательные с точки зрения арктического туризма. Это, к примеру, Норвегия, Исландия, Канада, уверен директор Арктического центра стратегических исследований САФУ, руководитель экспедиционных рейсов по проекту «Арктический плавучий университет» Константин Зайков. Эти страны выигрывают за счёт развитой инфраструктуры, логистики и маркетинга. Но первым проблемным пунктом эксперт называет пресловутые административные законодательные акты, которые ограничивают возможности максимально эффективной работы туроператоров в регионе. Об избыточности согласительных процедур и визовых барьерах для иностранцев говорит также заместитель регионального министра культуры — начальник управления развития туризма Светлана Зеновская.


К слову, усиление военного присутствия России в Арктике влияет не только на туризм, но и усложняет процесс научно-исследовательской деятельности в макрорегионе.


Впрочем, когда эксперты дискутируют о проблемах российской Арктики, то чаще они произносят слово «инфраструктура». Это затёртое, но довольно туманное понятие означает вполне конкретные вещи — порты, причалы, аэродромы, дороги, морские и воздушные суда.


Ещё есть приёмная инфраструктура: гостиницы, центры отдыха, центры турактивности, где люди могли бы арендовать снегоходы, собачьи упряжки, катера. Именно все эти радости жизни предлагают соседи-норвежцы на Шпицбергене. Как вы понимаете, у нас в этих сферах — дефицит. А коли так, надо работать, исходя из ситуации.


Фото национального парка «Русская Арктика»Фото национального парка «Русская Арктика»

Круиз как компромисс

По словам директора национального парка «Русская Арктика» Романа Ершова, сегодня наиболее перспективен экспедиционный круизный труизм.


— Путешествие на судне не требует обустройства капитальной туристической инфраструктуры на заповедных территориях и снижает антропогенное влияние на уникальные природные комплексы арктических архипелагов. Помимо этого, для туристов на судах созданы комфортные условия, что практически невозможно обеспечить на особо охраняемой природной территории, отдалённой от цивилизации, — говорит Роман Ершов.


На территории «Русской Арктики» круизы проходят по акватории архипелага Земля Франца-Иосифа со Шпицбергена и Северному морскому пути, предусмотрены также круизы на Северный полюс с заходом на территорию национального парка и федерального заказника.


В транспортной инфраструктуре, кстати, тоже возможны подвижки. Причем, как ни странно, отрасли потенциально могут оказать помощь военные. На острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) ведётся строительство взлётно-посадочной полосы для нужд министерства обороны.


— При условии, что будет достигнута договорённость о её использовании гражданской авиацией, станет возможным прибытие туристов в «Русскую Арктику» и по воздуху. Это позволит парку и компаниям -туроператорам предложить посетителям новые турпродукты и значительно увеличить их количество. В частности, уже разработана программа пребывания туристов на Земле Александры, рассчитанная на три-пять дней. Она заинтересовала туроператоров, — рассказал руководитель нацпарка.


Норвежцы на Шпицбергене удачно сочетают авиационное сообщение и водный транспорт, что делает пребывание туристов комфортным.


— Если такую схему работы внедрят на Земле Франца-Иосифа, это будет просто здорово: операторы будут эффективней, турпоток увеличится, — уверен директор Арктического центра стратегических исследований САФУ Константин Зайков.


При выполнении этих условий количество посетителей парка может достигнуть пяти-семи тысяч человек в год, считает Роман Ершов. Отметим, что в 2015 году «Русскую Арктику» посетили 1225 человек.


Количество круизных рейсов в национальный парк из года в год варьируется в зависимости от условий. Например, рост числа туристов, посетивших территорию «Русской Арктики» в минувшем году, связан, в первую очередь, с запуском пункта пропуска для судов на острове Земля Александры. В 2015 и 2016 годах пункт работает в тестовом режиме под конкретное судно, которое заходит с посетителями со Шпицбергена. Для увеличения количества посетителей необходимо, чтобы пункт пропуска работал на постоянной основе и со всеми компаниями и судами, объясняет руководитель «Русской Арктики».


Круизные рейсы обязательно сопровождают инспекторы парка, они следят за соблюдением природоохранного законодательства, сопровождают посетителей во время высадок на берег. Места для высадок и правила посещения строго регламентированы. Чтобы снизить антропогенную нагрузку на хрупкую природу архипелагов, сотрудники парка обустраивают экологические тропы.


Кроме знакомства с природным и культурным наследием архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, наблюдений за представителями арктической фауны в естественной среде обитания в ходе зодиачных круизов или береговых высадок, парк предлагает посетителям отправить письма и открытки в одном из самых северных действующих почтовых отделений. Оно было открыто на острове Гукера в 2014 году. Там же, а также на борту круизных судов, можно приобрести сувениры с символикой «Русской Арктики». Их уже более двадцати видов, с надписями не только на русском, но и на английском и китайском языках. Сувениры востребованы. В  прошедшем сезоне заповедные территории нацпарка посетили туристы из 41 страны.


Фото национального парка «Русская Арктика»Фото Владимира Мельника

В Русскую Арктику с зарубежным туроператором

Среди других факторов, сдерживающих развитие отрасли в высоких широтах, — природно-климатические. В сухопутной части Арктики туризм носит сезонный характер. С августа до октября в районе Земли Франса-Иосифа нет больших льдов. Фактически только в это время лайнер может относительно спокойно достичь ЗФИ. В другие периоды обязательно требуется ледовая проводка или судно ледового класса. Разумеется, всё перечисленное влияет на стоимость арктических туров.


Будем откровенны, арктический туризм в настоящий момент можно отнести к элитным видам отдыха. Подавляющее большинство туристов в «Русской Арктике» — иностранцы. В 2015 году в общей массе посетителей нацпарка россияне составили всего шесть процентов.


На сайте организации можно найти информацию о туроператорах, работающих на территории «Русской Арктика». Это зарубежные компании: QuarkExpeditions (США), Heritage Expeditions (Новая Зеландия) и т. д. Относительно «русифицированной» является PoseidonExpeditions, которая позиционирует себя как пионер экспедиционных путешествий в России. Оператор появился в 1999 году стараниями английской компании PoseidonArcticVoyagesLtd, входящей в десятку мировых лидеров компаний-организаторов экспедиционных круизов в полярные регионы.


«Посейдон» — формально иностранная компания. Но у них есть московское отделение, есть русскоязычный сайт и персонал. Оператор формирует русскоязычные группы. К примеру, на грядущее лето запланирован 14-дневный тур «Дорогами первопроходцев» на Землю Франца-Иосифа. Его стоимость — около 7300 долларов. Для сравнения восьмидневный тур в Западную Гренландию стоит около 3,5 тысяч долларов.


Это, конечно, не предел. Поездка к «макушке Земли» по маршруту Хельсинки-Мурманск-ЗФИ- Северный полюс и обратно под эгидой QuarkExpeditions обойдётся от 27 000 долларов и выше. Аренда атомохода «50 лет Победы» обходится недёшево.


Несмотря на такие кусачие цены, интерес туристов не ослабевает. Наверное, это можно объяснить тем, что урбанистическая постмодернистская публика желает приобщаться к архетипическим ценностям. Одинокая поморская изба или деревянный крест посреди аскетичного и сурового пространства говорят о мужестве поморов-мореплавателей. Живой восторг вызывают дикие северные животные. Завораживают выточенные стихиями скалы и льды.


Фото Ивана МизинаФото Ивана Мизина

«Южный поток»

И всё же экспертные точки зрения по поводу перспектив развития туризма в Арктике и уровня доходов от этой деятельности разделяются. Есть мнение, что туризм может стать драйвером экономики региона. Между тем специалисты особо охраняемых природных территорий Поморья говорят о том, что экотуризм не может быть прибыльным. Эта деятельность может только возместить часть расходов, но не принесет сверхприбыли.


Природа Арктики восстанавливается крайне медленно, поэтому экологический фактор можно считать доминирующим. Как отмечает Константин Зайков, норвежцы на Шпицбергене ввели ограничения по туристическому трафику именно из-за потенциальной угрозы окружающей среде.


Но не будем забывать, что Арктическая зона РФ формально включает Онежский, Мезенский, Приморский районы, Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, то есть места с соответствующей запросам туристов инфраструктурой, где природа не столь ранима как, скажем, на ЗФИ.


— Именно в арктической части региона сосредоточены наиболее популярные объекты — Архангельск, музей «Малые Корелы», Соловецкие острова и Кий-остров в Белом море, самобытные старинные деревни Ненокса и Кимжа, — констатирует начальник управления развития туризма Светлана Зеновская. — На эти районы приходится половина внутреннего и въездного туристских потоков в нашем регионе. По нашим данным, за 2015 год турпоток в Северодвинске и Мезенском районе вырос почти на 50 процентов, в Новодвинске — на 14 процентов. В некоторых гостиницах Архангельска загрузка достигает 80 процентов в год при средних показателях для России на уровне 40-50 процентов.


Сегодня основным импульсом можно назвать растущий спрос на услуги внутреннего туризма. Здесь также есть положительная тенденция, когда представители турбизнеса всё чаще задумываются, как привлечь посетителей. Появляются акции, новые турпрограммы, маршруты, экскурсионные программы. Самое главное, чтобы эта информация вовремя дошла до потенциальных потребителей, предпочитающих путешествовать самостоятельно или обратившись в туркомпанию, считают в областном правительстве.


Любопытная идея, способная укрепить позиции областного туризма, появилась в Северо-Западном федеральном округе. По аналогии с Золотым кольцом России будет продвигается федеральный межрегиональный историко-культурный и туристский проект «Серебряное ожерелье России», направленный на формирование единого туристско-рекреационного пространства. Его цель — комплексное продвижение территорий под единым брендом. Проект объединяет все 11 субъектов СЗФО.


На текущий момент от Архангельской области в маршруты включены город Архангельск, музей деревянного зодчества под открытым небом «Малые Корелы», город Онега и Соловецкий архипелаг. Предполагается, что в дальнейшем география маршрутов расширится. Проект должен поспособствовать узнаваемости Поморья на туристическом рынке и повышению доли въездного турпотока.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.