В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
Евгений Тенетов. «Футурист» и директор

Евгений Тенетов. «Футурист» и директор

28.02.2016 11:45Михаил ГОРБОВ
Директор Северного морского музея - о шхуне «Запад», Петровском сквере и особенностях административной работы.

Бурное обсуждение назначения художника и журналиста Евгения Тенетова на пост директора Морского музея поутихло. Новый руководитель, что называется, «втянулся» в работу. Ну а нашу беседу мы начали с самой многострадальной темы.


— Евгений, какое будущее ожидает шхуну «Запад», находящуюся на балансе Морского музея?


— Да, это объект музейный, но не экспонат. Это — объект основных средств, как, например, письменный стол. Шхуна выведена из экспонатов распоряжением министра культуры России Швыдкого много лет назад. Не из-за технического состояния, «Запад» тогда выглядел ещё более-менее прилично. А потому, что учёные на основании исторической экспертизы установили: шхуна не имеет исторической ценности. Самое героическое её достижение — съёмки в фильме «Георгий Седов». А поставлен был «Запад» сюда к 400-летию Архангельска как символ города-родины государственного парусного судостроения.


Я считаю, что надо говорить о судне в его нынешнем состоянии, а шхуна уже попросту сгнила. Даже её капитан категорически против восстановления. Нынешние фасадные леса поставлены вокруг корабля для того, чтобы произвести окончательное обследование и принять решение. И почему бы не подумать о новом символе, раз этот объект утратил своё значение?


— Вопрос о назначении на пост директора музея. Недавно ты и группа единомышленников, носящая название «Футурист», взялись за восстановление исторического центра Архангельска — Петровского сквера. Вполне обоснованно предположить, что активная деятельность «футуристов» на общественных началах заинтересовала власть. И одному из них решили доверить руководство Морским музеем, ведь он — в непосредственной близости от Петровского сквера.


— Предложение от областного министра культуры было для меня неожиданным. Но, с другой стороны, я понимаю, что оно неслучайно. И у меня это совпало, вызрело. Хотя не было никаких планов, я не «рыл» себе дорогу в Морской музей. Когда меня назначили, было достаточно много разговоров и упрёков, в том числе в социальных сетях, что я — не «музейщик». Да, но всё же у меня историческое образование, и тема мне близка.

Идеальный объект

— Почему участники группы «Футурист» взялись за тему реконструкции Петровского сквера? Что именно вас интересует, и чего конкретно хотите добиться?


— Мы много общались, собирали форумы, изучали тему урбанистики, решения городских пространств. И в определённый момент стало понятно: от слов пора переходить к делу. Надо было какой-то объект «взять», как это происходит во многих других городах. Петровский сквер нам показался идеальным. Во-первых, у Архангельска практически нет в свободном пользовании зелёных зон, «включённых» в город и востребованных горожанами. Второе — этот сквер чудесным образом, пусть и в диком состоянии, но остался в своих границах. Он не застроен, и, насколько мы знаем, на него нет никаких планов застройки. И, наконец, у сквера — огромный исторический «багаж», начиная с того, что это — вообще место основания города. Место, где был Михайло-Архангельский монастырь. Ещё до начала XX века там было монастырское кладбище, стояли мраморные надгробия — на фотографиях Лейцингера они есть. А ещё у этого места есть и история советской эпохи: памятник жертвам интервенции. При этом сквер может быть комфортным и реально востребованным, в том числе привлекательным для туристов. В общем, всё сходится, сложно выбрать ещё более насыщенный и интересный городской объект.


— Несмотря на всю свою значимость, Петровский сквер в нынешнем, забытом и запущенном, состоянии напоминает скорее лесную опушку, нежели центр города.


— В провинции такие вопросы решать «снизу» — почти невозможно, это всегда должно быть подкреплено решением власти. И на днях мы встретились с главой города Игорем Годзишем. В этом году, в связи с 75-летием конвоя «Дервиш», в Архангельске запланировано очень много мероприятий. В том числе, решено облагородить сквер. Ведь сейчас в центре города — «лес»! Некоторые фотографы, помню, говорили: не надо там ничего делать, оставьте в покое, там так классно! В общем, есть у городских властей желание вырубить там сухостой и отсыпать гранитной крошкой пешеходные дорожки. Попутно выяснилось одно загадочное обстоятельство. Сквер — на территории Ломоносовского округа, и как общественное место должен убираться дворниками, и в нём должны быть урны для мусора. Но — нет. Это пространство — как «зона» какая-то: дворники везде убирают, но только не там.


— Что до дальнейшей судьбы Петровского сквера, у нынешней городской власти есть желание объявить конкурс проектов благоустройства. Помнится, при губернаторе Михальчуке был «благоустроен» Петровский парк. То есть, огромную территорию вокруг театра драмы просто обнесли забором, частично расчистили пространство, и даже впихнули туда фонтаны. Есть надежда, что сквер действительно приведут в порядок и благоустроят?


— Откуда я могу знать? Мы бы, конечно, хотели, чтобы прошёл реальный конкурс и победил лучший проект. Но практика показывает, что в итоге тендер выигрывает тот, кто предлагает самую низкую цену. А низкая цена — это очень часто некачественные работы. Но следить за ходом работ, настаивать на чём-то и протестовать нам никто не помешает.

Плюс фриланс

— Евгений, вернёмся к вашей профессиональной деятельности. Вы — художник, журналист, редактор, а теперь ещё — и директор. Хватает ли на всё времени и сил? Например, продолжаете ли редактировать журнал «PLUS»?


— Я продолжаю, да, но времени всё меньше и меньше. Для меня теперь редакторская работа — это такой «фриланс», удалённая форма, хотя редакция и находится практически через улицу от музея. Но я уверен: с журналом всё будет хорошо, и редактора другого не будет. И это — не от жадности: просто мне жалко бросить, оставить дело. Это свой проект, я столько лет им занимался. Ну, если уж действительно «припрёт» совсем, ведь ничего вечного не бывает, то…. Но я как-то спокойнее стал к этому относиться.


— Должность директора музея, прямо скажем, не совсем творческая работа: отчётность, сохранность фондов, зарплаты сотрудников, работа с документами. Насколько такая работа оказалась трудной для Вас?


— Как я и ожидал, трудно дался первый месяц. Что же до «не творческой», отвечу: работа директора — это в первую очередь менеджмент. Директор — менеджер культурно-массового заведения, и я должен обеспечить этому заведению посещаемость. Собственно, это — первое, с чего я начал, если не касаться отчётности, от которой никуда не деться. Именно поэтому мы сейчас запускаем сразу несколько проектов, которые все связаны с расширением понятия «музей», с расширением его работы. Проекты, направленные на привлечение посетителей: «Музыка в Морском», «Синематика». 21 февраля, в рамках проекта «Следами полярников», катали людей на собачьих упряжках и фотографировали. А сейчас принимаем заявки на конкурс чтецов среди школьников «Поэзия моря», он пройдёт в марте. И это — в дополнение к основной работе, ведь на днях у нас открылось две новые выставки: «Соединяя полюса» и «Сильнее льдов».


Я очень рад: задуманное получается. Приходят люди на концерт или фильм — смотрят и экспозицию музея. Кто-то из нынешних посетителей знал о музее, но побывал впервые, а кто-то вообще не знал о сего уществовании. Порой люди приходили в музей Борисова, думая, что наше мероприятие будет там. Так что сейчас мы всеми силами возвращаем и привлекаем посетителей.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.