С 25 июня в Архангельске перекроют несколько дорог
Общество
Поморская филармония представила оперу «Зори здесь тихие»

Поморская филармония представила оперу «Зори здесь тихие»

Наталья Екимовская
22 июня в Архангельске произошло культурное событие, способное по праву войти в историю регионального искусства. В День памяти и скорби на сцене Архдрамы состоялась премьера оперы Кирилла Молчанова — произведения, где война, любовь, поэзия и человечность звучат в унисон.

Опера, созданная по повести Бориса Васильева, зазвучала в современном формате semistage — полу концертном исполнении с элементами сценографии и костюмов. Но несмотря на «облегчённый» формат, постановка оказалась полноценным художественным высказыванием. Для Архангельска это стало не просто театральным вечером — это был акт памяти, сопричастности и большого искусства.

Музыка войны и любви

«Зори здесь тихие» — это не просто история о подвиге девушек-зенитчиц. Это многослойное произведение, в котором военная тема переплетается с глубокими личными переживаниями героев. Музыкальные образы — от военных маршей до лирических арий — помогают раскрыть судьбы персонажей, их внутренние драмы, надежды и страхи.

В одном из самых пронзительных эпизодов звучит ностальгическая ария: «Буду искать, буду в пути надеяться…» — символическая кульминация темы разлуки и ожидания, которая пронизывает всю оперу. Лирика, будто вырванная из письма солдата домой, передаёт одиночество и тоску по прошлому.

Музыкальные цитаты и народные песни, такие как «Святая Катерина», а также метафоры природы — осень, снег, свеча — добавляют символической глубины. Свет становится символом надежды, любви, жизни, которая продолжается несмотря ни на что.

Режиссёр о зрителе, времени и человеке

Режиссёр постановки Ляйсан Сафаргулова призналась нам, что это произведение в первую очередь — про человека. А когда речь идёт о человеке, это вне времени, места и возраста. По её словам, опера представлена в том свете, чтобы она воспринималась зрителями  как живая и очень личная история, в которой каждый может узнать себя.

— Мне кажется, когда искусство действительно настоящее, оно вечное. Эта история про взаимоотношения, про общение, про патриотизм — но не плакатный, а тихий, внутренний, человеческий. Это откликается и у молодёжи, и у тех, кто вырос на книге и фильме. Потому что в основе — любовь и сострадание, — говорит Ляйсан Сафаргулова.

Она подчёркивает, что постановка стала для всей команды актом высокой эмоциональной вовлечённости: «Такой интенсивный и короткий период репетиций — это всегда нервно, и одновременно счастье. Конечно, не всё получилось, как задумывалось изначально, — искусство ведь всегда можно дорабатывать. Но главное — что у нас был общий порыв, общее дыхание».

Фото Кожевникова АртёмаФото Кожевникова Артёма

Команда, вдохновлённая идеей

Отметим, что в проекте участвовали более 70 человек: от ведущих солистов Мариинского театра до студентов музыкального колледжа. Бас Васкова исполнил Андрей Серов — участие столичного артиста придало постановке особую силу.

Солистка Марта Малышко, исполнившая партию Женьки Комельковой, поделилась: «Мы поддерживали друг друга как настоящая фронтовая семья. Каждый знал материал всех коллег, иначе такое произведение не вытянуть. Это была не просто работа — это было большое дело».

Дирижёр Владимир Онуфриев отметил, что постановка стала испытанием и для камерного оркестра, впервые полностью сопровождавшего оперный спектакль: 

— Это был серьёзный вызов. Материал знаком многим по книге и фильму, но в опере он раскрывается совершенно по-новому — через музыку, через дыхание.

Фото Кожевникова АртёмаФото Кожевникова Артёма

Смысл, который звучит и сегодня

Несмотря на то что действие происходит в 1942 году, темы оперы звучат исключительно современно. «Зори здесь тихие» — это разговор не столько о войне, сколько о жизни на фоне войны. Здесь и женская дружба, и юношеская влюблённость, и тоска по дому, и страх перед неизвестностью. Всё это превращается в универсальную поэму о человечности.

Диалоги персонажей часто просты, почти бытовые: «Что ж ты не поёшь, Лизавета?». А в ответ — песня, светлая и тихая, как сама заря. Или взять, к примеру, сцену, в которой герои вспоминают школьный вечер — короткий момент до войны, за который они держатся всей душой.

Символизм оперы — от образов природы до простых солдатских слов — создаёт ощущение не театральной условности, а настоящей, прожитой жизни. Каждая реплика, каждая фраза — будто часть исповеди, обращённой к зрителю.

Фото Кожевникова АртёмаФото Кожевникова Артёма


Звёзды на небе и на сцене

Премьера, приуроченная к Году защитника Отечества и 80-летию Победы, состоявшаяся в не менее знаменательную дату — День памяти и скорби, — собрала в зале около тысячи человек. Вместе с тем, более пяти тысяч посмотрели трансляцию онлайн. Это говорит о большом интересе к опере в регионе, где жанр остаётся редким гостем.

Директор Поморской филармонии Наталья Гайкович подчеркивает: «Наша задача — не только сохранять традиции, но и развивать жанры. Возможно, мы сможем сделать оперу ежегодной частью фестиваля. Это будет правильной и глубокой традицией».

Фото Кожевникова АртёмаФото Кожевникова Артёма

«Мы в притоках жизни должны быть хорошими»

Финальные аккорды оперы звучат как молитва: «Мы в притоках жизни должны быть хорошими». Эти слова, ставшие лейтмотивом спектакля, не просто подводят итог. Они оставляют след в сердце каждого зрителя — тихий, но крепкий, как заря на фоне фронтового неба.

«Зори здесь тихие» — опера, которая не кричит, а говорит. Не требует, а напоминает. И делает это так проникновенно, что хочется слушать её снова и снова.

Фото Кожевникова АртёмаФото Кожевникова Артёма
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.