Опера, созданная по повести Бориса Васильева, зазвучала в современном формате semistage — полу концертном исполнении с элементами сценографии и костюмов. Но несмотря на «облегчённый» формат, постановка оказалась полноценным художественным высказыванием. Для Архангельска это стало не просто театральным вечером — это был акт памяти, сопричастности и большого искусства.
Музыка войны и любви
«Зори здесь тихие» — это не просто история о подвиге девушек-зенитчиц. Это многослойное произведение, в котором военная тема переплетается с глубокими личными переживаниями героев. Музыкальные образы — от военных маршей до лирических арий — помогают раскрыть судьбы персонажей, их внутренние драмы, надежды и страхи.
В одном из самых пронзительных эпизодов звучит ностальгическая ария: «Буду искать, буду в пути надеяться…» — символическая кульминация темы разлуки и ожидания, которая пронизывает всю оперу. Лирика, будто вырванная из письма солдата домой, передаёт одиночество и тоску по прошлому.
Музыкальные цитаты и народные песни, такие как «Святая Катерина», а также метафоры природы — осень, снег, свеча — добавляют символической глубины. Свет становится символом надежды, любви, жизни, которая продолжается несмотря ни на что.
Режиссёр о зрителе, времени и человеке
Режиссёр постановки Ляйсан Сафаргулова призналась нам, что это произведение в первую очередь — про человека. А когда речь идёт о человеке, это вне времени, места и возраста. По её словам, опера представлена в том свете, чтобы она воспринималась зрителями как живая и очень личная история, в которой каждый может узнать себя.
— Мне кажется, когда искусство действительно настоящее, оно вечное. Эта история про взаимоотношения, про общение, про патриотизм — но не плакатный, а тихий, внутренний, человеческий. Это откликается и у молодёжи, и у тех, кто вырос на книге и фильме. Потому что в основе — любовь и сострадание, — говорит Ляйсан Сафаргулова.
Она подчёркивает, что постановка стала для всей команды актом высокой эмоциональной вовлечённости: «Такой интенсивный и короткий период репетиций — это всегда нервно, и одновременно счастье. Конечно, не всё получилось, как задумывалось изначально, — искусство ведь всегда можно дорабатывать. Но главное — что у нас был общий порыв, общее дыхание».

Команда, вдохновлённая идеей
Отметим, что в проекте участвовали более 70 человек: от ведущих солистов Мариинского театра до студентов музыкального колледжа. Бас Васкова исполнил Андрей Серов — участие столичного артиста придало постановке особую силу.
Солистка Марта Малышко, исполнившая партию Женьки Комельковой, поделилась: «Мы поддерживали друг друга как настоящая фронтовая семья. Каждый знал материал всех коллег, иначе такое произведение не вытянуть. Это была не просто работа — это было большое дело».
Дирижёр Владимир Онуфриев отметил, что постановка стала испытанием и для камерного оркестра, впервые полностью сопровождавшего оперный спектакль:
— Это был серьёзный вызов. Материал знаком многим по книге и фильму, но в опере он раскрывается совершенно по-новому — через музыку, через дыхание.

Смысл, который звучит и сегодня
Несмотря на то что действие происходит в 1942 году, темы оперы звучат исключительно современно. «Зори здесь тихие» — это разговор не столько о войне, сколько о жизни на фоне войны. Здесь и женская дружба, и юношеская влюблённость, и тоска по дому, и страх перед неизвестностью. Всё это превращается в универсальную поэму о человечности.
Диалоги персонажей часто просты, почти бытовые: «Что ж ты не поёшь, Лизавета?». А в ответ — песня, светлая и тихая, как сама заря. Или взять, к примеру, сцену, в которой герои вспоминают школьный вечер — короткий момент до войны, за который они держатся всей душой.
Символизм оперы — от образов природы до простых солдатских слов — создаёт ощущение не театральной условности, а настоящей, прожитой жизни. Каждая реплика, каждая фраза — будто часть исповеди, обращённой к зрителю.

Звёзды на небе и на сцене
Премьера, приуроченная к Году защитника Отечества и 80-летию Победы, состоявшаяся в не менее знаменательную дату — День памяти и скорби, — собрала в зале около тысячи человек. Вместе с тем, более пяти тысяч посмотрели трансляцию онлайн. Это говорит о большом интересе к опере в регионе, где жанр остаётся редким гостем.
Директор Поморской филармонии Наталья Гайкович подчеркивает: «Наша задача — не только сохранять традиции, но и развивать жанры. Возможно, мы сможем сделать оперу ежегодной частью фестиваля. Это будет правильной и глубокой традицией».

«Мы в притоках жизни должны быть хорошими»
Финальные аккорды оперы звучат как молитва: «Мы в притоках жизни должны быть хорошими». Эти слова, ставшие лейтмотивом спектакля, не просто подводят итог. Они оставляют след в сердце каждого зрителя — тихий, но крепкий, как заря на фоне фронтового неба.
«Зори здесь тихие» — опера, которая не кричит, а говорит. Не требует, а напоминает. И делает это так проникновенно, что хочется слушать её снова и снова.
