В Архангельске успешно ликвидирован ночной пожар на овощехранилище
1/11
Общество
«Архангельск блюз». Фестиваль по нотам

«Архангельск блюз». Фестиваль по нотам

03.06.2016 16:36Николай КАРНЕЕВИЧ
Хроника первого музыкального события лета 2016 года в исполнении пристрастного зрителя.

День первый

30 мая первый фестивальный концерт собрал полный зал архангельского театра драмы. По традиции, открытие одиннадцатого международного фестиваля «Архангельск блюз» совпало с днём рождения его главного организатора. А так как Тим Дорофеев отпраздновал 55-летие, начало музыкальной части оправданно затянулось.

Самым пафосным из всех официальных подарков к юбилею стал торт от архангельских бизнесменов, самым значимым — значок, принадлежавший знаменитому Би Би Кингу.

В первом отделении концерта архангельский «Биг Бэнд» представил трибьют-проект по мотивам известного музыкального фильма «Братья Блюз». Сольные партии в хитах взяли на себя московские музыканты: гитарист Гия Дзагнидзе и саксофонисты Александр Гуреев и Алексей Круглов.

Добавили драйва концерта музыканты проекта «Guitar Summit». Традиционно в проекте участвуют Виктор Колесов и Тим Дорофеев, автор идеи «саммита». В это раз к ним присоединился архангельский гитарист Николай Куликов, а возглавил импровизированный квартет гитаристов известный московский музыкант Роман Мирошниченко.

Тех, кто стойко преодолел чересчур громкий звук «саммита», ждала награда на третьем отделении концерта. Выступление британского артиста Фрэнка Эша стало кульминацией.

Пение и гитарные соло Эш стремится выдержать в традициях «чёрного» ритм-энд-блюза. Что ему неплохо удаётся, ведь Фрэнк оказался в музыкальной стихии ещё в 12 лет: его отец занимался организацией выступлений Би Би Кинга во французском театре «Олимпия». Вчера не всё ладилось со звуковой аппаратурой (смотрите видео): артист выдержал, и заслужил восторженную реакцию зала.

Из зала, кстати, за выступлением Френка Эша сдержанно наблюдал американский чернокожий музыкант Кенни «Блюз Босс» Вэйн. Что этот вокалист и клавишник приготовил для архангельской публики — узнаем на концерте.

День второй

Снова концерт в театре драмы, и, если открытие фестиваля прошло при полном зале, то на этот раз здесь — просто «битком». Поди угадай, что послужило причиной: отзывы о первом концерте, потепление на улице или личные предпочтения? Бесспорно одно: блюз не остаётся без внимания архангелогородцев.

На сцене - Елена Базано. Фото Артёма КелареваНа сцене — Елена Базано. Фото Артёма Келарева

Первое отделение. На сцене — уроженка Архангельска Елена Базано, которая сейчас живёт в Объединённых Арабских Эмиратах. Как подчеркнул ведущий фестиваля Владимир Каушанский, певица даёт концерты в странах Востока для представителей европейской «музыкальной колонии», российских дипломатов. Елена не впервые на архангельском фестивале, и её «салонный» стиль знаком публике, но, стоит заметить, местных музыкантов зрители приветствовали более горячо. 

Кстати, архангельские музыканты, обеспечивающие «артподготовку» приезжим звёздам, в очередной раз показали высокий уровень профессионализма. А потому безусловно заслуживают отдельного упоминания.

Гитарист и певец Хосе Луис Пардо. Фото Артёма КелареваГитарист и певец Хосе Луис Пардо. Фото Артёма Келарева

От Аргентины, родины знаменитого танго, ждать блюза было как-то странно. Но гитарист и певец Хосе Луис Пардо во втором отделении концерта развеял все сомнения. Этакий «свой парень» представил публике одно из традиционных направлений, кантри- и сити-блюз.

Второй день фестиваля обрёл вторую концертную площадку. Для любителей камерной сцены в архангельском музыкальном клубе «Колесо» отгремел концерт яркого артиста из Канады. Вульф Мэйл при поддержке архангельских музыкантов Николая Клишина и Алексея Барандова выдал серию мощных, драйвовых авторских композиций. Выступит Вульф Мэйл и в программе третьего дня фестиваля «Архангельск БЛЮЗ».

А блестящим финалом второго дня (возвращаемся в зал театра драмы, на третье отделение концерта) стал забойный «сплав» из буги-вуги, кантри, рэгтайма и соула в исполнении Кенни «Блюз Босс» Вэйна.

Блюзовый пианист и певец — редкое явление для архангельской сцены. А дополнение в качестве почтенного возраста (71 год), яркого имиджа, обаяния и доброго отношения к публике произвело эффект запущенного фейерверка. Надо ли добавлять, что вечер в театре закончился общей пляской на сцене и в зале.

Третий день фестиваля «Архангельск БЛЮЗ» также пройдёт на двух концертных площадках: в клубе «Колесо» и музейном дворике на Поморской, 3. С программой можно ознакомиться здесь.

День третий

К третьему дню фестиваля в Архангельске стало совсем тепло, что оказалось очень кстати: основная сцена на этот раз была расположена на улице, в музейном дворике на Поморской, 3. Как отметил Тим Дорофеев в кратком приветствии, людей собралось много несмотря на кризис и концерт Филиппа Киркорова, который выступал в этот же вечер в архангельском дворце спорта профсоюзов.

Шутить продолжил конферансье Владимир Каушанский, объявив, что по случаю блюзового фестиваля журнал «Плюс», один из спонсоров, переименован в «Блюз». Далее ведущий тоже прошёлся по Киркорову:

«Мы спросили Филиппа сегодня, поёт ли он блюз. Он сказал — нет, но рвался выступить здесь. Мы отказались».

Участники первого отделения концерта, видимо, тоже стали шуткой организаторов. Группа «We`r welcome», отличный, сыгранный северодвинский коллектив, по своему репертуару был всё же «вне орбиты» блюза. Немного странно для Архангельска, при наличии в нём групп не худшего качества, играющих именно блюз. Так что зрители несколько приуныли.

Зато украинско-российский коллектив «Freeke kleen», выступив во втором отделении, стал открытием фестиваля и спасением вечера. Своеобразие этой группы в том, что автор и лидер, украинец Илья Полищук, нашёл блюзовых единомышленников Наталью Светоносову, Сергея Тихонова и Илью Цереня в нашей стране. Причём, нашёл, воспользовавшись сетью Интернет. С вологодским музыкантом Виктором Колесовым Илья Полищук тоже познакомился в социальных сетях, музыканты даже записали совместный альбом. А воочию впервые встретились только в Архангельске, на фестивале. И выступили, конечно.

Репертуар «Freeke kleen» — авторские англоязычные тексты и отлично исполненный, старый добрый кантри-блюз. Со скрипкой, многоголосьем, перкуссией, губной гармониками и другими музыкальными «специями». Слушать их — одно удовольствие, так что сегодня вечером обязательно приходите на концерт этой группы в архангельский клуб «Колесо». А в музейном дворике украинско-российский коллектив исполнил песню «Остановите войну». Актуально. Смотрите видео.

В музыкальном клубе «Колесо» тем временем «жгли» блюзовые боевики представители Санкт-Петербурга, «Average blues band». Вечером 2 июня те, кто не застал их выступление в клубе, смогут увидеть на сцене Музейного дворика.

Завершил программу третьего дня фестиваля «Архангельск Блюз» Вульф Мэйл, яркий канадский музыкант. В Музейном дворике он представил программу из авторских произведений в сопровождении Николая Клишина (бас) и Алексея Барандова (ударные). Пение и гитарные соло артиста наконец «раскачали» публику до состояния танцев, что и было исполнено немедленно. К огорчению архангельских комаров.

День четвёртый. Он же финальный

К четвёртому дню погода снова испортилась: поднялся ветер и сильно похолодало, хорошо, хоть без дождя обошлось. Спросите — разве можно сопоставить погоду и музыку? Ещё как можно! Например, зрителей на концертную площадку под открытым небом из-за холода собралось в два раза меньше. 

Вот и музыканты: солнечные, южные «Freeke kleen» в четвёртый фестивальный день дали концерт в клубе «Колесо», а на сцену Музейного дворика на Поморской, 3 вышел архангельский проект “EASP”. Квартет в составе Илья Ершов(скрипка), Михаил Звягин(бас), Алексей Питалов(гитара), Валерий Журавлёв(барабаны) исполнил инструментальные композиции. Инструмент в руках Ильи, лидирующего музыканта группы, поначалу издавал жутковатый скрип (видимо, были какие-то трудности у звукорежиссёра), но потом всё наладилось. На фото - момент из "джема" в финале концерта: Илья Ершов импровизирует с музыкантами группы «Average blues band».

Борьбу за повышение температуры в зрительских рядах музейного дворика продолжили во втором отделении концерта «Average blues band» гости из Санкт-Петербурга (вот опять — совсем не южный город. Шутка). Блюзовые боевики, стандарты и авторские композиции публика за столиками слушала, кутаясь в куртки и пледы. А на столиках вместо лимонада всё чаще можно было заметить внушительных размеров термоса. Надо сказать, петербургские музыканты не комплексуют насчёт «среднего» названия своего коллектива, да и вообще комплексуют редко. Выйти в зал с подключенной гитарой? - Да пожалуйста!


Завершением концерта и в целом фестиваля «Архангельск БЛЮЗ»  стало выступление местной группы «Арх Блюз Бэнд». Выступление краткое, почти сразу перешедшее в общий «джем-сейшн». По неписанным правилам, такое завершение джазового, а тем более блюзового концерта — лучший финал. Весёлый, безудержный, импровизационный.

Прощаясь со сцены с музыкантами и публикой, ведущий фестиваля Владимир Каушанский заметил: предназначение блюза — развеивать тоску (вот такая угроза одному из трёх архангельских брендов). А затем конферансье и вовсе выдал Архангельску аванс, под общие аплодисменты и возгласы назвав его столицей блюза в России. Своя дельта здесь есть, конечно. А вот насчёт блюза, да ещё и столицы — это надо постараться.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.