В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Политика
Хочешь быть помором? Докажи, что не варяг!

Хочешь быть помором? Докажи, что не варяг!

28.04.2016 17:40Николай КАРНЕЕВИЧ, Константин ГОРЧАКОВ
Депутаты АОСД предлагают ввести «ценз осёдлости» для региональных министров.

Сейчас ограничения всего три: высшее образование, российское гражданство и достижение 30-летнего возраста. Парламентарии предложили ввести четвёртое: проживание гражданина на территории Архангельской области не менее пяти лет.

В случае принятия этот законопроект может коснуться семи из девятнадцати нынешних членов регионального правительства (Андронов, Щёлоков, Вуйменков, Доронин, Кривов, Родичев, Алмазов).

Авторы законопроекта — депутаты трёх фракций во главе с Александром Новиковым (КПРФ), Татьяной Седуновой («Справедливая Россия») и Ольгой Осицыной (ЛДПР). Вопрос будет рассматриваться на очередной сессии областного Собрания 25 мая.

Депутат Александр Новиков пояснил ИА «Регион 29»:

«Лучше и для кандидата на пост министра, и для населения области, и для правительства, если такой госслужащий будет знать особенности менталитета, местной социально-экономической сферы. Такой чиновник более профессионально подойдёт к исполнению своих обязанностей. В советское время, к примеру, директором завода абы кого не ставили. Мы пережили «михальчуковскую» команду — это был наглядный пример, когда заезжие люди, чувствуя себя временщиками регулировали, как сейчас модно говорить, финансовые потоки. И, как выяснилось, ряд потоков шёл не по назначению. Я приветствую омоложение кадров, но сейчас в состав правительства приходят люди, не имеющие за плечами базовой подготовки — а им необходимо отвечать за судьбы населения Архангельской области».

Семеро «неместных»

Вкратце расскажем о персонах, которых может коснуться инициатива депутатов АОСД.

Алексей Андронов, заместитель губернатора Архангельской области по внутренней политике с октября 2012 года. Родом из Калининграда, где и работал до назначения на нынешний пост.

Владимир Щёлоков, заместитель губернатора Архангельской области, руководитель регионального представительства при Правительстве Российской Федерации. Родился в городе Кировобаде Азербайджанской ССР. До назначения в 2012 году работал в Москве начальником научно-исследовательского центра ФГБУ «Всероссийский научно — исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России».

Семён Вуйменков, министр экономического развития Архангельской области. Родом из Волгограда. До назначения в 2016 году министром работал в министерстве экономического развития Российской Федерации.

Константин Доронин, министр природных ресурсов и ЛПК Архангельской области, родом из Саратовской области. Последние пять лет до назначения (в декабре 2015 года) Константин Доронин руководил Центром защиты леса Саратовской области.

Вадим Кривов, министр транспорта Архангельской области. Родом из Артёмовска Донецкой области Работал в коммерческих структурах. С июня 2012 года и до назначения в 2014 году на пост министра возглавлял областное дорожное агентство «Архангельскавтодор».

Николай Родичев вступил в должность министра связи и информационных технологий в феврале 2016 года. Странно, что депутаты включили его в свой «список семи министров», ведь Николай Петрович — северянин, долгие годы работал в Мурманске и Мурманской области. С апреля 2011 года Николай Петрович возглавлял Архангельский филиал ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком».

Андрей Алмазов, исполняющий обязанности министра труда, занятости населения и социального развития Архангельской области. Москвич, работал в сфере менеджмента, руководил продажами компьютерной техники, занимался автоматизацией в здравоохранении. Последнее место работы до прибытия в Архангельскую область (март 2016 года) — журнал «Техногид», с 2004 года — генеральный директор издания.

Политический «троллинг»?

Инициативу депутатов прокомментировал архангельский политолог Андрей Чураков:

«Я уже не первый раз использую термин — гибридная политика. Когда не о чем говорить, надо что-то придумать. Можно вводить ценз оседлости, можно провести закон о том, чтобы на министерских должностях были только блондины, а замы министров должны быть обязательно блондинками 90×60×90.

Никаких логических оснований для того, чтобы обсуждать и тем более принимать такой закон, нет. В сегодняшнем мире, когда всё больше и больше мы связаны информационными технологиями и совершенно необязательно ходить на работу, чтобы быть успешным руководителем или проект-менеджером, обсуждать вопрос, знает человек регион или не знает, нет смысла. Если он даже здесь и не жил, он может через две недели получить всю информацию по региону, если захочет.

Более того, в правоохранительной системе до недавнего времени существовала программа ротации кадров. Когда прокурор долго «сидит» на конкретном регионе, он обрастает некими связями и создаёт себе условия для неэффективной работы, появляется коррупционная составляющая. Поэтому их перебрасывают с одного региона в другой.

В принципе, с чиновниками та же самая история. Поднимать такого рода вопросы было бы актуально в 50-е годы прошлого столетия. Тогда, для того чтобы изучить территорию, на которой приходится работать, нужно было потратить полтора-два года.

Думаю, если бы не предстоящие выборы, эта идея не появилась бы. Мы прекрасно знаем о достаточно сложных отношениях исполнительной власти и депутатов оппозиционных партий в областном Собрании. Там есть некая фронда, и, что греха таить, придумываются инициативы, которые позволяют напомнить населению о том, что и губернатор у нас прописан в Калининградской области, и замы у него — народ приезжий.

К сожалению, в нашем областном Собрании появились политические «тролли», которые вместо того, чтобы заниматься нормальной текущей работой, подумать о том, чтобы следующий созыв сократить как минимум человек до двадцати и перевести их на профессиональную основу (а это — требование сегодняшнего дня), вместо того, чтобы озаботиться инициативами, которые смогли бы изменить финансово-экономическую ситуацию и хоть как-то смягчить последствия того коллапса, в котором регион находится уже не первый год, они занимаются этим политическим «троллингом».

Архангельское «ноу-хау»

«Ценз осёдлости» для российских чиновников в последние полтора десятилетия вводился только верхних эшелонов власти. О регионах начали говорить с 2014 года, но и здесь ценз касается только кандидатов в губернаторы и региональные депутаты. Исключением стала лишь Москва, которая, впрочем, и сама по себе — исключение среди всех городов России.

В Москве депутаты городской Думы отменили названное ограничение для кандидатов в мэры. Но и ценз был довольно условный: кандидат в мэры или вице-мэры ко дню выборов должен был прожить в Москве не менее года.

В 2002 году Госдума установила возрастной ценз для кандидата на должность председателя Правительства России. Им мог стать кандидат, проживший на территории России не менее десяти лет.

Далее, в 2007 году в Совете Федерации было предложено ввести ценз осёдлости для депутатов Государственной Думы. Инициатива была вызвана принятым ранее законом о цензе осёдлости сенаторов.

Наконец, в 2014 году принят закон, уточняющий ценз осёдлости для кандидатов в члены верхней палаты российского парламента. Согласно документу, будущий сенатор должен прожить на территории региона, который он представляет, не менее пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению, либо «в совокупности в течение 20 лет, предшествующих выдвижению кандидатом». Логика проста: кандидат должен хорошо знать регион, который будет представлять в парламенте.

В Государственной Думе обсуждается возможность введения ценза осёдлости для депутатов и губернаторов. Главой региона или народным избранником можно будет стать только при условии проживания на территории соответствующего субъекта Федерации в совокупности от восьми до десяти лет. Эта инициатива обсуждается на протяжении нескольких последних лет, и ещё не обрела форму законопроекта, однако вскоре может им стать.

О том, чтобы инициаторами введения ценза осёдлости для региональных министров стали региональные же депутаты — в российской прессе упоминаний не нашлось. Возможно, архангельский прецедент является своеобразным ноу-хау для России.

Для вынесения законопроекта на сессию областного Собрания по существующим нормам необходимо время, минимум месяц. Кроме того, соответствующие документы должны быть представлены в правительстве Архангельской области, где о них пока ничего не знают, но уже наслышаны.

Место красит человека или человек — место?

Бывший министр по делам молодёжи и спорту Архангельской области Елена Доценко так прокомментировала идею депутатов:

«Человек, который назначается на руководящую должность такого уровня, должен обладать определёнными навыками управления, иметь представление об отрасли и направлении работы. В любом случае, лицо, назначаемое в таком статусе, определяется руководителем субъекта страны. Это право руководителя, его ответственность. Важно, чтобы человек, который приходит на эту ответственную работу, был открытым, целеустремленным, образованным, видел перспективу и умел работать на результат.

В регионе такие кадры есть, есть и те, кто их умеет готовить. Подчеркну: особое внимание должно быть прежде всего к тем, кто живёт на севере, кто знаком изнутри с проблемами северян, составляет кадровый резерв региона. Но в первую очередь руководитель такого уровня должен иметь достаточный управленческий опыт, чтобы формировать, проектировать, реализовывать те решения, которые будут приняты, и которые он предлагает для Архангельской области.

Конечно, было бы здорово, если бы это был именно человек, живущий на севере. Опираться в первую очередь надо на своих. Но в то же время я знаю некоторых деловых, мудрых, опытных управленцев из других регионов, которые могут показать очень высокий уровень и быть полезны Северу».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.