В календаре северодвинской организации «Совесть» вместе с 30 октября (День памяти жертв политических репрессий) отмечено и 13 апреля. В этот день весной 1938 года был подписан указ об основании «Ягринлага». Руками в том числе и его заключённых построен город корабелов.
Мемориал Ягринлага расположен на бывшем лагерном кладбище, которое вместе с именами похороненных на нём людей, пытались предать забвению. Кладбище бульдозерами сравняли с торфом. Позже, при создании северодвинского лесхоза, наткнулись на человеческие кости. Кости, а также металлические таблички с именами то и дело находили по всей округе. В 1990 году собранные останки заключённых были перезахоронены. Так появился мемориал.
Теперь там вырос сосновый подлесок. На тропу к мемориалу от шоссе Архангельск-Онега указывает небольшая табличка. Так что найти путь к памятнику легче, зная прежние ориентиры: по левой стороне, между СОТ «Три сосны» и Северодвинским лесхозом. И, хотя памятник невелик, он живой, и о нём знают. Зимой поблизости проходит прогулочная лыжня, а дачник, подсказавший мне дорогу, добавил: мы туда ходим.
Живая память
Как рассказала руководитель северодвинского отделения общественной организации пострадавших от политических репрессий «Совесть» Галина Шаверина, мемориал «Ягринлаг» в течении двадцати лет был скорее абстрактным символом. Но со временем память стала персонализированной.
— В 2011 году при участии городской власти на мемориале была установлена первая плита, в память о Леониде Коппе, — рассказывает Галина Шаверина. — Он был первым техническим директором завода № 402. Арестован в 1937 году, умер в Ягринлаге в 1950-м.
В 2015 году здесь установили ещё четыре небольшие стелы с именами восьмидесяти трёх узников, умерших в Ягринлаге. На открытие памятных плит приезжали родственники погибших из Москвы и Подмосковья, из Вологды, Плесецкого, Пинежского районов, были и северодвинцы.
— Благодаря памятнику многие узнали о том, где закончили жизнь их предки, — отметила Галина Шаверина. — Вместе с родственниками погибших мы посадили на мемориале кедры. А тем, кто приехал издалека, дали с собой по кедровому саженцу.
Будущим летом на мемориале планируется установить ещё две новые плиты и построить часовню.
Памятник Сталину — памятник кому?
В разговоре с Галиной Шавериной мы не смогли обойти вниманием ещё одно общественное начинание по созданию в Архангельске памятника Иосифу Сталину.
Представители власти, региональной и городской, инициативу не поддержали. В обществе мнения крайне противоположны: одни считают, что памятник необходим как знак признания больших заслуг Сталина перед нашей страной, другие — что такой памятник в Архангельске, в недалёком прошлом — одном из центров ссыльно-лагерного края, будет буквально «памятником на костях».
— Я считаю, что памятник Сталину ставить в Архангельске ни в коем случае нельзя, — сказала Галина Шаверина. — Ведь даже те, кто погиб во время Великой Отечественной войны — их могло быть намного меньше, если бы перед самой войной не было перебито всё руководство Красной Армии. Я говорю про войну поскольку сторонники установки памятника в основном делают упор на то, что Сталин обеспечил победу над фашистской Германией. Но никакой победы он не обеспечивал. Победа, я считаю, была обеспечена людьми как раз вопреки его руководству.
— А почему всё-таки появилась инициатива установки памятника Сталину в наше время?
— Среди старшего поколения ещё очень много сторонников Сталина, которые считают его «отцом родным». Это не поддаётся объяснению. Мы этой зимой были у одной старожилки северодвинской. Она много работала с заключёнными, и видела всё вокруг, и понимала, что заключённые, например, сидят в основном ни за что. И, тем не менее, она считает, что заслуги Сталина надо увековечить.
Кроме того, многие не знают нашей истории. Вот сейчас пытаются поднять и объединить народ на теме Великой Отечественной войны. Но делают это с разными акцентами. Официально делается это шумно и помпезно, но теряется сама суть. Прошлой весной, когда был самый пик празднования 70-летия Победы, мы проводили экскурсию в северодвинском техникуме по нашей выставке, рассказывающей о «Ягринлаге». И задали вопрос студентам: кто были нашими союзниками во Второй мировой войне? Сорок с лишним человек там было — и ведь никто не назвал! И это молодёжь, которая закончила одиннадцать классов школы.