Театрализованные представления для учеников и педагогов коррекционной школы № 31 стали традицией. Прошлой зимой в рамках совместного с Гостиными дворами проекта «Музей без границ» ребята вместе со своими сверстниками из обычных школ сыграли в постановке «Детство Ломоносова». На этот раз юные артисты погрузились ещё глубже — к самым истокам колонизации Севера чудью белоглазой.
— Я чучело! — сказала мне девочка в холщовом рубище, участница инсценировки. Наверное, она имела в виду, что в спектакле играет роль представительницы древнего племени чуди.
«Из глубины веков» не похож на спектакль в привычном понимании этого слова. Это скорее театрализованный открытый урок, главные цели которого — закрепление пройденного материала по истории и социализация «особых» детей.
Именно поэтому в спектакле было так много интерактивных элементов, вовлекающих детей в процесс познания и общения: ребята угадывали северную ягоду с одной ложки варенья, играли в дартс и даже забивали гвозди.
В мае педагоги и ученики архангельской коррекционной школы планируют поставить «Мальчиков с бантиками» Валентина Пикуля. В подготовке спектакля им помогает мореходное училище: одолжили морскую форму, атрибутику, научили семафорной азбуке. В творческих планах — постановки «Новодвинская крепость» и «Пётр Первый на Севере».
Для «особых» детей не бывает маленьких ролей
Идея такой театрализованной образовательной программы принадлежит учителю истории коррекционной школы № 31 Татьяне Минченко. Программа рассчитана на старшеклассников, но открыта и для учеников начальных классов общеобразовательной школы.
По словам автора, программа многофункциональна.
— Это и закрепление материала, и социальная адаптация, и коммуникация, и развитие словарного запаса, — сказала Татьяна Минченко. — Здесь тренируется координация движений, моторика, что для учеников нашей школы немаловажно. Ведь наши дети не ходят в кружки, не ходят в музыкальные школы. Здесь они могут пообщаться со сверстниками из общеобразовательных школ.
— Ребята не боятся сцены? И готовы ли к такой встрече зрители?
— Знаете, очень важно, чтобы общество принимало наших детей такими, какие они есть. Они точно так же, как и здоровые дети, радуются, плачут, когда им грустно… Раньше таких детей было сложно встретить на улице, родители их прятали. А у нас выступают даже ребята с церебральным параличом. Один мальчик-аутист сыграл новгородца. Дети с синдромом Дауна у нас всегда — первые артисты. Даже маленькая роль, когда ребёнок просто стоит и держит что-то, очень важна.
— Насколько сильно образовательная программа адаптируется под коррекционную школу?
— Конечно, обучение очень отличается от общеобразовательной школы. Но я хочу сказать, что мы не отстаём от обычных школ, а в чём-то, может, и опережаем. Мы очень много над этим работаем.
— Ваш проект — это ведь и есть инклюзивное образование, не так ли?
— Здесь, скорее, интеграция, включение детей в совместное творчество. Дети ведь не учатся вместе, включение происходит только во внеклассной работе. Что же касается именно инклюзивного образования, то, на мой взгляд, наше общество, наши школы ещё не готовы к этому.
информационное
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева