На тушении пожара в Архангельске погиб спасатель
1/2
Общество
Северный хор: Поморская говоря против сленга

Северный хор: Поморская говоря против сленга

02.03.2016 10:26 Мария АТРОЩЕНКО
В Архангельске стартовала праздничная декада, посвящённая 90-летию Северного русского народного хора.

С 1 по 11 марта в Архангельске пройдёт с десяток разных тематических событий: несколько концертов, капустник, выставка, открытый урок по народному пению и мастер-класс по северному танцу, а ещё всероссийское совещание руководителей народных коллективов, посвященное единому концертному пространству России.

Идём на Восток

На проведение праздничных мероприятий из регионального бюджета выделено четыре миллиона рублей. Об этом 1 марта на пресс-конференции рассказала министр культуры Архангельской области Вероника Яничек.


Также министр добавила, что этим летом коллектив отправится в большие заокеанские гастроли:


«Поступило предложение поехать с гастролями в Китай на целых три месяца. С серьёзными гонорарами и большим количеством концертов. Это для нас очень важно. В 1950-е годы гастрольная жизнь тоже шла очень активно: Северный хор практически жил за границей, зарабатывал валюту — для себя и для Архангельской области. Замечательно, что и сейчас интерес к хору за пределами России высок».


А сейчас коллектив уезжает на гастроли по городам России: в Вологду, Калугу, Подмосковье и Наро-Фоминск.

Непростая программа о поморской жизни

Центральное событие юбилейной программы — концерт «У моря живем, морю песню поем». Архангельские зрители увидят 10 марта в областном драмтеатре.


Программа состоит из двух отделений. Первое — «Играйте, гораже» — посвящено свадебному обряду. Второе отделение программы называется «Поморская сюита». Его костяк составляют хоровые произведения, среди которых будут и новые жанры. Например — качельные песни, которые раньше на Пасху пели девушки, качаясь на качелях.


— Я просмотрела архивы Антонины Яковлевны Колотиловой: раньше качельных песен в репертуаре не было, — отметила на той же пресс-конференции художественный руководитель хора Светлана Игнатьева. — Для нашей программы обработку сделал композитор, профессор академии музыки имени Гнесиных Валерий Пьянков.


Также для праздничного концерта Северный хор восстановил старинный поморский танец «Ланце».


— Он на стыке жанров: сочетание традиционной степенной кадрили и менуэта, — пояснила Светлана Конопьяновна.

Сохранять и властвовать

— Очень трудно в нашу песенную традицию привнести что-то современное, — отметила Светлана Игнатьева. — Наша культура совершенно не подходит под определение «шоу». У нас нет развлекательности. У нас в культуре заложены воспитание, нравственность, высота внутренних переживаний. Этот внутренний творческий опыт всё время требует от нас оставаться в рамках. Неся эту культуру, мы не имеем права отступить.


Это противоречие между традицией и современностью сказалось и при подготовке программы «У моря живём, морю песни поём».


— Добиться исполнительской правды от артистов очень непросто. Молодёжь, которая сейчас к нам приходит, она ведь тоже живёт в современном музыкальном пространстве: современные ритмы, современный язык, сленг… А наш язык — поморска говоря — он совершенно по-другому выстраивается, — отметила руководитель хора.


Мы спросили Светлану Игнатьеву, как коллективу и в 90 лет остаться молодым в глазах зрителя, и не готов ли хор к творческим экспериментам, каким стало, к примеру, совместное выступление с Юрием Шевчуком.


Она ответила:


«У каждого жанра есть свои законы. Мы живём в законах народного жанра. Но включиться в эстрадную песню для нас совершенно просто и легко. Она гораздо проще с исполнительской точки зрения, более доступна: более доступный язык, ритм. Да, мы пробовали выступать с Ваенгой, Шевчуком, но это момент, и всё… А сохранять традиции — наша обязанность. Наш язык содержит информацию об укладе, о человеке, о быте. И если мы его утратим, то мы и северянами уже не будем, и культура у нас уже будет совершенно другая. В Норвегии, Швеции тоже северяне живут, но у них нет уже этого, а мы сохранили! Моя задача как художественного руководителя — донести художественную правду и эмоциональную заразительность, которые есть в нашей культуре, до зрителя».


— Здесь ещё в том вопрос, как поломать стереотип у большинства молодёжи, — о том, что хор ассоциируется с людьми взрослыми, — добавила Вероника Яничек.

Выставка воспоминаний

В первый день праздничной недели в музее хора открылась выставка «Торжество северной песни».


На ней представлены материалы из архивов северного хора: раритетные фотографии, газетные вырезки о главных событиях коллектива.


Открыло выставку театрализованное дефиле, на котором ветераны хора, действующие артисты и студийцы малого северного хора представили концертные костюмы из «золотого» фонда коллектива.


В этот день в музей Северного хора пришло много ветеранов ансамбля. Их воспоминания о коллективе — тоже своего рода экспонаты для выставки.


Валентина Яковлева пела в Северном хоре восемь лет. Попала она туда в 1960 году. Она сирота, росла в интернате в Вельском районе. Отработав год в колхозе по комсомольской путёвке, поехала поступать в хор:


«Меня сразу приняли. Я две песни спела, и мне сразу сказали, чтоб в общежитие шла. Колотилова меня как-то сразу полюбила. Всё меня поучала: «Валя, не давай никому денег в долг, особенно танцорам…». Обедать меня к себе брала, деньги я у неё под пианино прятала. С репетиций мы вместе домой по набережной шли. С кавалером моим познакомилась. Он моряк был, она его обожала. Мало я с ней поработала…».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.